Обязанности работодателя при приеме на работу иностранного гражданина

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности работодателя при приеме на работу иностранного гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2023 N 06АП-941/2023 по делу N А37-2561/2022
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Довод жалобы об отсутствии вины ввиду того, что полномочия по оказанию услуг ведения бухгалтерского и кадрового учета, а также по предоставлению всех необходимых документов в миграционную службу для оформления трудоустройства иностранных граждан переданы на основании договора от 20.12.2021 Щукиной К.А., отклоняется, поскольку делегирование своих обязанностей об уведомлении о заключении трудового договора с иностранным гражданином иному лицу, не свидетельствует об отсутствии вины ООО "ЗРК "Бравая", поскольку в силу пункта 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ именно на нем, как на работодателе, лежит обязанность по уведомлению о заключении с иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения соответствующего договора.
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2022 N П16-4710/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Производство по делу прекращено.
Таким образом, право трудящихся государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года на осуществление трудовой деятельности без разрешения в государстве трудоустройства, не исключает обязанность работодателя или заказчика работ (услуг) своевременно уведомлять о заключении (прекращении) трудового договора с иностранным гражданином (в том числе трудящимся государств-членов) территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Что нужно знать о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2024)
Однако в Законе об иностранцах нет исключений в отношении какой-либо категории иностранных граждан. При этом, в частности, Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 процедура такого уведомления не урегулирована. Данную позицию Верховный Суд РФ привел в Определении от 10.03.2017 N 308-АД17-333 по делу N А53-22119/2015. Кроме того, Конституционный Суд РФ отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранца, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности в РФ (Постановление от 04.02.2020 N 7-П).
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2024)
Кроме того, Конституционный Суд РФ также отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранца, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности в РФ (Постановление от 04.02.2020 N 7-П).

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2020 N 7-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.А. Викторовой"
Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из того, что абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином. Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года"возложения на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность;