Обязательное обследование на коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное обследование на коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2023 по делу N 88-14955/2023 (УИД 45RS0026-01-2022-009988-29)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: Об установлении права на специальную социальную выплату за работу в особых условиях.
Обстоятельства: Истица указала, что имеет право на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.При этом судебная коллегия полагает необоснованными доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истец не может быть отнесена к подпункту "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года N 1762, поскольку не контактирует с пациентами с установленным врачом диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), диагноз устанавливается врачом и должен быть основан на всестороннем обследовании пациента и подтвержден соответствующим медицинским заключением, тогда как, принятые судом во внимание документы не свидетельствуют о контакте истца с пациентами с установленным диагнозом.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: Об установлении права на специальную социальную выплату за работу в особых условиях.
Обстоятельства: Истица указала, что имеет право на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.При этом судебная коллегия полагает необоснованными доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истец не может быть отнесена к подпункту "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года N 1762, поскольку не контактирует с пациентами с установленным врачом диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), диагноз устанавливается врачом и должен быть основан на всестороннем обследовании пациента и подтвержден соответствующим медицинским заключением, тогда как, принятые судом во внимание документы не свидетельствуют о контакте истца с пациентами с установленным диагнозом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каковы особенности правового регулирования трудовых отношений моряков?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Отметим, что при смене экипажа морского (речного) судна вновь прибывшие члены экипажа до входа на судно должны предоставлять справку о проведении обследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (методом ПЦР или на выявление антител IgG), полученную не более чем за 3 дня до прибытия на судно (Письмо Роспотребнадзора от 30.06.2020 N 02/13243-2020-27).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Отметим, что при смене экипажа морского (речного) судна вновь прибывшие члены экипажа до входа на судно должны предоставлять справку о проведении обследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (методом ПЦР или на выявление антител IgG), полученную не более чем за 3 дня до прибытия на судно (Письмо Роспотребнадзора от 30.06.2020 N 02/13243-2020-27).
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, ФФОМС пришел к выводу, что обследование работников организаций (в т.ч. медицинских), у которых нет симптомов коронавируса, должно происходить за счет средств работодателя.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, ФФОМС пришел к выводу, что обследование работников организаций (в т.ч. медицинских), у которых нет симптомов коронавируса, должно происходить за счет средств работодателя.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи <915>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи <915>.
Вопрос: Какие ограничения есть в лагерях из-за пандемии?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)Если персонал во время смены проживает вне лагеря, то каждую неделю сотрудники должны проходить обследование на наличие вируса COVID-19.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)Если персонал во время смены проживает вне лагеря, то каждую неделю сотрудники должны проходить обследование на наличие вируса COVID-19.
Ситуация: Как стать донором крови?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Донация крови и (или) ее компонентов запрещена, в частности, при температуре тела донора выше 37°C, а также в течение 30 календарных дней после его прививки рекомбинантными вакцинами, в том числе против COVID-19. В таких случаях оформляется временный отвод от донорства (п. 17 Порядка; п. п. 5, 23 Перечня, утв. Приказом Минздрава России N 1166н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Донация крови и (или) ее компонентов запрещена, в частности, при температуре тела донора выше 37°C, а также в течение 30 календарных дней после его прививки рекомбинантными вакцинами, в том числе против COVID-19. В таких случаях оформляется временный отвод от донорства (п. 17 Порядка; п. п. 5, 23 Перечня, утв. Приказом Минздрава России N 1166н).
Статья: Содержание договора о санаторно-курортном лечении
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)В понимание квалифицированной помощи входит и безопасность ее оказания. Следование предписаниям и режиму санатория не только повышает эффективность лечения, но и обеспечивает безопасность пациента. Однако при определенных обстоятельствах правомочие на безопасность формируется в отдельное автономное право. Так, в Письме Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г. N 02/9876-2020-23 "О результатах рассмотрения предложений Ростуризма в рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" приводятся Методические рекомендации "МР 3.1/2.1.0182-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" <11>. В данном акте подробно раскрываются обязательные действия санатория в период пандемии, в частности: "Групповые процедуры проводят с соблюдением принципа социального дистанцирования, при невозможности - отменяют. Все медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха. После приема каждого пациента проводится дезинфекция контактных поверхностей и проветривание помещения. В случае выявления отдыхающих с повышенной температурой тела, а также с другими признаками ОРВИ - незамедлительно изолировать и принимать меры для лабораторного обследования на COVID-19 и госпитализации. Во всех местах общего пользования необходимо установить дозаторы с кожными антисептиками (по возможности - бесконтактные), обеспечить условия для соблюдения гигиены рук". Таким образом, перечисленные выше правила поведения не связаны с непосредственным заболеванием пациента (причиной обращения в санаторий), а направлены на предупреждение другого заболевания. Поэтому право на безопасность в этом примере трактуется нами как возможность требовать формирования безопасной среды (условий) оказания лечебно-профилактической помощи в санатории.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)В понимание квалифицированной помощи входит и безопасность ее оказания. Следование предписаниям и режиму санатория не только повышает эффективность лечения, но и обеспечивает безопасность пациента. Однако при определенных обстоятельствах правомочие на безопасность формируется в отдельное автономное право. Так, в Письме Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г. N 02/9876-2020-23 "О результатах рассмотрения предложений Ростуризма в рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" приводятся Методические рекомендации "МР 3.1/2.1.0182-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" <11>. В данном акте подробно раскрываются обязательные действия санатория в период пандемии, в частности: "Групповые процедуры проводят с соблюдением принципа социального дистанцирования, при невозможности - отменяют. Все медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха. После приема каждого пациента проводится дезинфекция контактных поверхностей и проветривание помещения. В случае выявления отдыхающих с повышенной температурой тела, а также с другими признаками ОРВИ - незамедлительно изолировать и принимать меры для лабораторного обследования на COVID-19 и госпитализации. Во всех местах общего пользования необходимо установить дозаторы с кожными антисептиками (по возможности - бесконтактные), обеспечить условия для соблюдения гигиены рук". Таким образом, перечисленные выше правила поведения не связаны с непосредственным заболеванием пациента (причиной обращения в санаторий), а направлены на предупреждение другого заболевания. Поэтому право на безопасность в этом примере трактуется нами как возможность требовать формирования безопасной среды (условий) оказания лечебно-профилактической помощи в санатории.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На необходимость наступления соответствующих общественно опасных последствий обращает внимание Верховный Суд РФ. В ответе на Вопрос 15 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) говорится, что Федеральным законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На необходимость наступления соответствующих общественно опасных последствий обращает внимание Верховный Суд РФ. В ответе на Вопрос 15 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) говорится, что Федеральным законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.