Обязательное предложение ао
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное предложение ао (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области рынка ценных бумаг: Организация оспаривает привлечение к ответственности за нарушение правил приобретения более 30 процентов акций АО
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Организация не направила владельцам остальных акций АО обязательное предложение приобрести у них акции, хотя была обязана это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Организация не направила владельцам остальных акций АО обязательное предложение приобрести у них акции, хотя была обязана это сделать
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Приобретение более 30 процентов акций публичного акционерного обществаI. Обязательное предложение о приобретении более 30 процентов акций публичного общества
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества
Положение Банка России от 05.07.2015 N 477-П
(ред. от 11.05.2017)
"О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 N 38677)Глава 2. Действия, совершаемые в связи с приобретением эмиссионных ценных бумаг общества на основании добровольного предложения или обязательного предложения
(ред. от 11.05.2017)
"О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 N 38677)Глава 2. Действия, совершаемые в связи с приобретением эмиссионных ценных бумаг общества на основании добровольного предложения или обязательного предложения
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в Информации Минэкономразвития России от 6 ноября 2009 г. "О разъяснении отдельных положений законодательства о хозяйственных обществах" <187>, согласно п. 5 комментируемой статьи приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными комментируемым Законом; в то же время в соответствии с комментируемой статьей продажа субъектом РФ (муниципальным образованием) акций путем направления заявления о принятии обязательного предложения (п. 4 ст. 84.3 Федерального закона "Об акционерных обществах") к таким способам не относится; таким образом, представляется неправомерной продажа акций субъектом РФ (муниципальным образованием) способом, не соответствующим комментируемому Закону.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в Информации Минэкономразвития России от 6 ноября 2009 г. "О разъяснении отдельных положений законодательства о хозяйственных обществах" <187>, согласно п. 5 комментируемой статьи приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными комментируемым Законом; в то же время в соответствии с комментируемой статьей продажа субъектом РФ (муниципальным образованием) акций путем направления заявления о принятии обязательного предложения (п. 4 ст. 84.3 Федерального закона "Об акционерных обществах") к таким способам не относится; таким образом, представляется неправомерной продажа акций субъектом РФ (муниципальным образованием) способом, не соответствующим комментируемому Закону.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)5. Приобретение более 30% акций публичного общества влечет особые последствия для покупателя. Если лицо приобретает 30% акций публичного общества, оно сталкивается как минимум с необходимостью направления обязательного предложения (ст. 84.2 Закона об акционерных обществах); если лицо приобретает более 95% акций публичного общества, оно обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права (ст. 84.7 Закона об акционерных обществах). Кроме того, в рамках государственного контроля за приобретением акций публичного общества приобретатели акций обязаны предварительно уведомить Банк России до направления указанных предложений и уведомлений в публичное общество (ст. 84.9 Закона об акционерных обществах). Применение смарт-контракта позволит автоматически направлять такие документы в адрес акционерного общества с условием обязательного согласования Банком России. При отсутствии со стороны Банка России предписания о приведении данных документов в соответствие требованиям закона (при истечении срока 15 дней) данные документы будут автоматически доступны для акционерного общества и его участников.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)5. Приобретение более 30% акций публичного общества влечет особые последствия для покупателя. Если лицо приобретает 30% акций публичного общества, оно сталкивается как минимум с необходимостью направления обязательного предложения (ст. 84.2 Закона об акционерных обществах); если лицо приобретает более 95% акций публичного общества, оно обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права (ст. 84.7 Закона об акционерных обществах). Кроме того, в рамках государственного контроля за приобретением акций публичного общества приобретатели акций обязаны предварительно уведомить Банк России до направления указанных предложений и уведомлений в публичное общество (ст. 84.9 Закона об акционерных обществах). Применение смарт-контракта позволит автоматически направлять такие документы в адрес акционерного общества с условием обязательного согласования Банком России. При отсутствии со стороны Банка России предписания о приведении данных документов в соответствие требованиям закона (при истечении срока 15 дней) данные документы будут автоматически доступны для акционерного общества и его участников.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- с момента приобретения более 30 (50 или 75) % общего количества голосующих акций ПАО и до даты направления в ПАО обязательного предложения (ст. 84.2 Закона об АО), лицо имеет право голоса только по акциям, составляющим 30 (50 или 75) % таких акций, при этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются (п. 6 ст. 84.2 Закона об АО).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- с момента приобретения более 30 (50 или 75) % общего количества голосующих акций ПАО и до даты направления в ПАО обязательного предложения (ст. 84.2 Закона об АО), лицо имеет право голоса только по акциям, составляющим 30 (50 или 75) % таких акций, при этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются (п. 6 ст. 84.2 Закона об АО).
Статья: Защита публичных интересов в правовом регулировании исключений из правила об обязательном предложении о приобретении акций публичного общества
(Мельникова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Ключевые слова: публичные интересы, акционерное общество, обязательное предложение о приобретении ценных бумаг.
(Мельникова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Ключевые слова: публичные интересы, акционерное общество, обязательное предложение о приобретении ценных бумаг.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииОбщество, ссылаясь на положения п. 1, 6, 7 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, отказало акционеру Шиндяпину А.В. в предоставлении запрашиваемых копий документов (письмо от 22.04.2013 N 252-13), исходя из того, что у данного акционера менее 25% голосующих акций, поскольку им не подано обязательное предложение, предусмотренное п. 1 ст. 84.2 названного Закона.
Статья: Меня не взяли!
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 4)- Считает отказ незаконным, дискриминацией по признаку беременности. Несмотря на противопоказание работать в горячем цеху, АО может и обязано предложить другую работу, которую выполнит беременная женщина.
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 4)- Считает отказ незаконным, дискриминацией по признаку беременности. Несмотря на противопоказание работать в горячем цеху, АО может и обязано предложить другую работу, которую выполнит беременная женщина.
Статья: Механизмы защиты прав акционеров: анализ российской и международной практики
(Иванова Т.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", обязательное предложение должно направляться с приложенной к нему банковской гарантией, обеспечивающей обязательство лица оплатить стоимость покупаемых им акций. В соответствии с пунктом 6 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", в случае невыполнения данного требования, лицо может распоряжаться правом голоса только по 30% акций. Однако судебная практика позволяет сделать вывод о том, что это не единственное последствие неисполнения требования о приложении банковской гарантии. Так, в частности, Центральный банк Российской Федерации может обратиться в суд с иском о принудительном исполнении данного требования. Судами подобные исковые заявления удовлетворяются даже в том случае, если ответчиком в процессе заявлено о невозможности исполнения данного требования в связи с отказами в выдаче банковской гарантии со стороны банковских учреждений <10>.
(Иванова Т.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", обязательное предложение должно направляться с приложенной к нему банковской гарантией, обеспечивающей обязательство лица оплатить стоимость покупаемых им акций. В соответствии с пунктом 6 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", в случае невыполнения данного требования, лицо может распоряжаться правом голоса только по 30% акций. Однако судебная практика позволяет сделать вывод о том, что это не единственное последствие неисполнения требования о приложении банковской гарантии. Так, в частности, Центральный банк Российской Федерации может обратиться в суд с иском о принудительном исполнении данного требования. Судами подобные исковые заявления удовлетворяются даже в том случае, если ответчиком в процессе заявлено о невозможности исполнения данного требования в связи с отказами в выдаче банковской гарантии со стороны банковских учреждений <10>.
Статья: Обязательное предложение о приобретении акций общества как институт публичного права
(Аристов В.В., Медведева Т.М.)
("Юрист", 2023, N 4)Телеологический анализ нормы ст. 84.2 Закона об АО содержится в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2.2 Определения от 6 июля 2010 г. N 929-О-О <4>, согласно которой "возложение на приобретателя обязанности направить публичную оферту (обязательное предложение) остальным акционерам открытого акционерного общества направлено на защиту миноритарных акционеров путем предоставления им возможности возвратить сделанные ими инвестиции (посредством выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене) в условиях, когда в акционерном обществе происходит нарастание возможностей корпоративного контроля со стороны одного из акционеров или группы аффилированных лиц". Институт обязательного предложения, по указанию Конституционного Суда, обеспечивает "возможность миноритарного акционера реализовать акции по цене, контроль определения которой предусмотрен на законодательном уровне", в условиях, когда мажоритарий обладает корпоративным контролем, возможным к использованию для выкупа акций по существенно более низкой цене.
(Аристов В.В., Медведева Т.М.)
("Юрист", 2023, N 4)Телеологический анализ нормы ст. 84.2 Закона об АО содержится в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2.2 Определения от 6 июля 2010 г. N 929-О-О <4>, согласно которой "возложение на приобретателя обязанности направить публичную оферту (обязательное предложение) остальным акционерам открытого акционерного общества направлено на защиту миноритарных акционеров путем предоставления им возможности возвратить сделанные ими инвестиции (посредством выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене) в условиях, когда в акционерном обществе происходит нарастание возможностей корпоративного контроля со стороны одного из акционеров или группы аффилированных лиц". Институт обязательного предложения, по указанию Конституционного Суда, обеспечивает "возможность миноритарного акционера реализовать акции по цене, контроль определения которой предусмотрен на законодательном уровне", в условиях, когда мажоритарий обладает корпоративным контролем, возможным к использованию для выкупа акций по существенно более низкой цене.