Обязательный аудит за 2018 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный аудит за 2018 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Полномочия ревизионной комиссии АО. Заключение ревизионной комиссии АО
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление акционеру заключения ревизионной комиссии в связи с проведением годового общего собрания акционеров (заседания) может влечь отказ в иске о признании решения собрания недействительным, заявленном по основанию непредоставления акционеру обязательного заключения аудитора (непроведения обязательного аудита)
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление акционеру заключения ревизионной комиссии в связи с проведением годового общего собрания акционеров (заседания) может влечь отказ в иске о признании решения собрания недействительным, заявленном по основанию непредоставления акционеру обязательного заключения аудитора (непроведения обязательного аудита)
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Аудиторское заключение по результатам проверки деятельности ООО
(КонсультантПлюс, 2025)В отсутствие аудиторского заключения общее собрание участников ООО не может утверждать годовой отчет и бухгалтерский баланс, если аудит для общества обязателен
(КонсультантПлюс, 2025)В отсутствие аудиторского заключения общее собрание участников ООО не может утверждать годовой отчет и бухгалтерский баланс, если аудит для общества обязателен
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Нужно ли организации проводить аудит бухгалтерской отчетности за 2022 г. (при отсутствии других условий для проведения обязательного аудита), если в связи с началом применения ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 и проведением единовременных корректировок на 31.12.2021 сумма активов превысила 400 млн руб.?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Нужно ли организации проводить аудит бухгалтерской отчетности за 2022 г. (при отсутствии других условий для проведения обязательного аудита), если в связи с началом применения ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 и проведением единовременных корректировок на 31.12.2021 сумма активов превысила 400 млн руб.?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Нужно ли организации проводить аудит бухгалтерской отчетности за 2022 г. (при отсутствии других условий для проведения обязательного аудита), если в связи с началом применения ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 и проведением единовременных корректировок на 31.12.2021 сумма активов превысила 400 млн руб.?
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бухгалтерской отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! С отчетности за 2019 год экономические субъекты (за исключением освобожденных от указанной обязанности организаций) обязаны представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также аудиторские заключения о ней (если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту) в налоговый орган (Федеральные законы от 28.11.2018 N 444-ФЗ и N 447-ФЗ). Порядок представления экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней установлен Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! С отчетности за 2019 год экономические субъекты (за исключением освобожденных от указанной обязанности организаций) обязаны представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также аудиторские заключения о ней (если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту) в налоговый орган (Федеральные законы от 28.11.2018 N 444-ФЗ и N 447-ФЗ). Порядок представления экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней установлен Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту. Застройщик составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на ежеквартальной основе за следующие промежуточные отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Застройщик в порядке, определенном частью 2 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту. Застройщик составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на ежеквартальной основе за следующие промежуточные отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Застройщик в порядке, определенном частью 2 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.
Статья: Закупка обязательного аудита: какие требования законодательства следует учесть корпоративным заказчикам?
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)В явном виде ответ на этот вопрос не сформулирован даже в специальном совместном Письме Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности". Ведомства лишь отмечают, что Закон N 44-ФЗ применяется заказчиками исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <4> и не применяется при планировании и исполнении контрактов <5>.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)В явном виде ответ на этот вопрос не сформулирован даже в специальном совместном Письме Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности". Ведомства лишь отмечают, что Закон N 44-ФЗ применяется заказчиками исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <4> и не применяется при планировании и исполнении контрактов <5>.
Вопрос: Об отражении некредитной финансовой организацией, включенной в реестр субъектов МСП, на счетах бухучета договоров аренды в качестве расходов.
(Письмо Банка России от 15.04.2024 N 17-2-1/177)Исходя из информации, приведенной в обращении, НФО включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, следовательно, в случае, если она не относится к организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, НФО может утвердить в учетной политике способ отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды в качестве расходов в соответствии с требованиями пункта 2.14 Положения Банка России N 635-П <3> и пункта 11 ФСБУ 25/2018 <4> (при соблюдении условий, установленных пунктом 12 ФСБУ 25/2018).
(Письмо Банка России от 15.04.2024 N 17-2-1/177)Исходя из информации, приведенной в обращении, НФО включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, следовательно, в случае, если она не относится к организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, НФО может утвердить в учетной политике способ отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды в качестве расходов в соответствии с требованиями пункта 2.14 Положения Банка России N 635-П <3> и пункта 11 ФСБУ 25/2018 <4> (при соблюдении условий, установленных пунктом 12 ФСБУ 25/2018).
Вопрос: В какие сроки нужно сдать отчетность по итогам года при УСН?
(Консультация эксперта, 2025)Если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган необходимо представить аудиторское заключение о ней вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами (ч. 5, 8 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган необходимо представить аудиторское заключение о ней вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами (ч. 5, 8 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Вопрос: О представлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО и проведении обязательного аудита такой отчетности организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 07-02-10/83279)Вопрос: О представлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО и проведении обязательного аудита такой отчетности организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 07-02-10/83279)Вопрос: О представлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО и проведении обязательного аудита такой отчетности организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда.
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<*> К ним, в частности, относятся малые предприятия без обязательного аудита.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<*> К ним, в частности, относятся малые предприятия без обязательного аудита.
Статья: Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)<51> Сведения о деятельности юридических лиц: о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации; об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества; о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых Внешэкономбанком и кредитными организациями (банковских гарантий); о заключении клиентом договора факторинга; иные сведения, внесение которых предусмотрено федеральными законами (например, о результатах обязательного аудита, о заключении концессионного соглашения, о банкротстве и др.). См.: Постановление Правительства РФ от 12.01.2018 N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"; Включение компании в санкционные списки освобождает от обязанности раскрывать информацию. URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-company-s-inclusion-in-the-sanctions-lists-exempt-from-the-obligation-to-disclose-information/ (дата обращения: 28.01.2021).
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)<51> Сведения о деятельности юридических лиц: о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации; об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества; о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых Внешэкономбанком и кредитными организациями (банковских гарантий); о заключении клиентом договора факторинга; иные сведения, внесение которых предусмотрено федеральными законами (например, о результатах обязательного аудита, о заключении концессионного соглашения, о банкротстве и др.). См.: Постановление Правительства РФ от 12.01.2018 N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"; Включение компании в санкционные списки освобождает от обязанности раскрывать информацию. URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-company-s-inclusion-in-the-sanctions-lists-exempt-from-the-obligation-to-disclose-information/ (дата обращения: 28.01.2021).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)До 2019 года включительно компания подпадала под проведение обязательного аудита.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)До 2019 года включительно компания подпадала под проведение обязательного аудита.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Пример 4.2. Общий порядок бухгалтерского учета аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Пример 4.2. Общий порядок бухгалтерского учета аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции ч. 2 комментируемой статьи (до того, как статья была изложена Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ полностью в новой редакции) в рамках соответствующей регламентации устанавливалось лишь следующее: обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода; при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (положение было введено Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции ч. 2 комментируемой статьи (до того, как статья была изложена Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ полностью в новой редакции) в рамках соответствующей регламентации устанавливалось лишь следующее: обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода; при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (положение было введено Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ).
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики, которые работают по Закону N 223-ФЗ, но относятся к лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, отбирают аудиторскую организацию для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности путем проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса, соблюдая процедурные правила Закона N 44-ФЗ. При этом если указанные лица относятся к заказчикам в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, то они проводят закупку по всем правилам данного Закона. Указанные выводы подтверждаются позициями Минфина и ФАС России (см. Письмо ФАС России от 14.11.2023 N 28/94743/23, Письмо Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018).
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики, которые работают по Закону N 223-ФЗ, но относятся к лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, отбирают аудиторскую организацию для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности путем проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса, соблюдая процедурные правила Закона N 44-ФЗ. При этом если указанные лица относятся к заказчикам в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, то они проводят закупку по всем правилам данного Закона. Указанные выводы подтверждаются позициями Минфина и ФАС России (см. Письмо ФАС России от 14.11.2023 N 28/94743/23, Письмо Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018).