Обязательный внутренний аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный внутренний аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)Организовать внутренний аудит должен совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества. Для этого требуется сформировать комитет по аудиту, утвердить внутренние документы, касающиеся его организации и осуществления, а также назначить ответственное структурное подразделение или должностное лицо либо уполномочить иное юрлицо (абз. 2 п. 3. ст. 64, п. 2 ст. 87.1 Закона об АО, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Организовать внутренний аудит должен совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества. Для этого требуется сформировать комитет по аудиту, утвердить внутренние документы, касающиеся его организации и осуществления, а также назначить ответственное структурное подразделение или должностное лицо либо уполномочить иное юрлицо (абз. 2 п. 3. ст. 64, п. 2 ст. 87.1 Закона об АО, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководитель структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) публичного общества. Условия трудового договора с указанными лицами утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества. В случае, если внутренними документами публичного общества, указанными в настоящем пункте, предусмотрена возможность осуществления внутреннего аудита иным юридическим лицом, определение такого лица и условий договора с ним, в том числе размера его вознаграждения, осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества.
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководитель структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) публичного общества. Условия трудового договора с указанными лицами утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества. В случае, если внутренними документами публичного общества, указанными в настоящем пункте, предусмотрена возможность осуществления внутреннего аудита иным юридическим лицом, определение такого лица и условий договора с ним, в том числе размера его вознаграждения, осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества.
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"4. Репозитарий обязан организовать внутренний контроль, внутренний аудит и систему управления рисками, связанными с осуществлением репозитарной деятельности, которые должны соответствовать объему и характеру осуществляемой им деятельности, а также утвердить правила внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками, содержащие меры, направленные на снижение операционного и иных рисков, связанных с осуществлением репозитарной деятельности. Указанные правила и вносимые в них изменения утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) репозитария.
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"4. Репозитарий обязан организовать внутренний контроль, внутренний аудит и систему управления рисками, связанными с осуществлением репозитарной деятельности, которые должны соответствовать объему и характеру осуществляемой им деятельности, а также утвердить правила внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками, содержащие меры, направленные на снижение операционного и иных рисков, связанных с осуществлением репозитарной деятельности. Указанные правила и вносимые в них изменения утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) репозитария.
Статья: К вопросу о некоторых правовых проблемах внедрения экологических технологий промышленного производства и экологических стандартов в России и в странах ЕС и их значении для предпринимательской деятельности
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Системный подход к экологическому менеджменту обеспечивает высшее руководство информацией для достижения долгосрочного успеха и создания условий для внесения вклада в обеспечение устойчивого развития посредством охраны окружающей среды за счет предотвращения или смягчения (снижения) негативного воздействия на нее, смягчения (снижения) потенциально негативного воздействия на организацию условий окружающей среды, поддержки организации в ее деятельности по выполнению принятых обязательств. Организация по стандартам экологического менеджмента должна создать, внедрить и применять процессы, необходимые для оценки выполнения принятых ею обязательств. Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации о том, является ли система экологического менеджмента: a) соответствующей: 1) собственным требованиям организации к своей системе экологического менеджмента; 2) требованиям настоящего международного стандарта; b) результативно внедренной и функционирующей. При разработке программы внутренних аудитов организация рассматривает экологическую значимость выбранных для проверки процессов, изменения, влияющие на организацию, и результаты предыдущих аудитов. Успех системы экологического менеджмента зависит от обязательств, принятых на всех уровнях и во всех функциональных структурах организации, руководимой высшим руководством. Организация может сгенерировать возможности предотвращения или смягчения (снижения) негативных воздействий на окружающую среду и усилить положительные воздействия на окружающую среду, в особенности те, которые имеют особое значение с точки зрения стратегии развития и конкурентоспособности. Высшее руководство может результативно рассматривать риски и возможности организации путем объединения экологического менеджмента с ее бизнес-процессами, стратегией развития и механизмом принятия решений, связывая их с другими бизнес-приоритетами и включая управление деятельностью в области окружающей среды в общую систему менеджмента организации. Демонстрация успешного внедрения настоящего международного стандарта может быть использована для создания у заинтересованных сторон уверенности в том, что в организации действительно существует результативная система экологического менеджмента.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Системный подход к экологическому менеджменту обеспечивает высшее руководство информацией для достижения долгосрочного успеха и создания условий для внесения вклада в обеспечение устойчивого развития посредством охраны окружающей среды за счет предотвращения или смягчения (снижения) негативного воздействия на нее, смягчения (снижения) потенциально негативного воздействия на организацию условий окружающей среды, поддержки организации в ее деятельности по выполнению принятых обязательств. Организация по стандартам экологического менеджмента должна создать, внедрить и применять процессы, необходимые для оценки выполнения принятых ею обязательств. Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации о том, является ли система экологического менеджмента: a) соответствующей: 1) собственным требованиям организации к своей системе экологического менеджмента; 2) требованиям настоящего международного стандарта; b) результативно внедренной и функционирующей. При разработке программы внутренних аудитов организация рассматривает экологическую значимость выбранных для проверки процессов, изменения, влияющие на организацию, и результаты предыдущих аудитов. Успех системы экологического менеджмента зависит от обязательств, принятых на всех уровнях и во всех функциональных структурах организации, руководимой высшим руководством. Организация может сгенерировать возможности предотвращения или смягчения (снижения) негативных воздействий на окружающую среду и усилить положительные воздействия на окружающую среду, в особенности те, которые имеют особое значение с точки зрения стратегии развития и конкурентоспособности. Высшее руководство может результативно рассматривать риски и возможности организации путем объединения экологического менеджмента с ее бизнес-процессами, стратегией развития и механизмом принятия решений, связывая их с другими бизнес-приоритетами и включая управление деятельностью в области окружающей среды в общую систему менеджмента организации. Демонстрация успешного внедрения настоящего международного стандарта может быть использована для создания у заинтересованных сторон уверенности в том, что в организации действительно существует результативная система экологического менеджмента.
"Коммерческие корпорации: виды и организационное устройство"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)3) в публичных компаниях обязательно создается служба внутреннего аудита и контроля рисков;
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)3) в публичных компаниях обязательно создается служба внутреннего аудита и контроля рисков;
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)<25> В соответствии с п. 2 ст. 87.1 Закона об АО для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит. Согласно Информационному письму Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 внутренний аудит осуществляет оценку надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля, предоставление рекомендаций по ее совершенствованию.
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)<25> В соответствии с п. 2 ст. 87.1 Закона об АО для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит. Согласно Информационному письму Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 внутренний аудит осуществляет оценку надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля, предоставление рекомендаций по ее совершенствованию.
Статья: Внутренний налоговый контроль: поэтапное внедрение на основе риск-ориентированного подхода
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- экономические субъекты, те, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, организовывают внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете);
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- экономические субъекты, те, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, организовывают внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете);
Статья: Тенденции развития правовых и управленческих механизмов внутреннего финансового аудита в бюджетной сфере в условиях трансформации экономики страны
(Шестемиров А.А., Муза Ю.А., Емелина А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 7)1. Гибкость и адаптация к изменяющимся условиям. Внутренний финансовый аудит должен быть гибким и адаптироваться к быстро меняющимся условиям экономики, новым рискам и технологиям. Аудиторы должны быть готовы к изменениям и уметь быстро реагировать на них.
(Шестемиров А.А., Муза Ю.А., Емелина А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 7)1. Гибкость и адаптация к изменяющимся условиям. Внутренний финансовый аудит должен быть гибким и адаптироваться к быстро меняющимся условиям экономики, новым рискам и технологиям. Аудиторы должны быть готовы к изменениям и уметь быстро реагировать на них.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<346> Внешний контроль деятельности компании осуществляет Счетная палата РФ и иные государственные органы; а годовой отчет службы внутреннего аудита компании обязателен к направлению наблюдательным советом компании в Правительство РФ.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<346> Внешний контроль деятельности компании осуществляет Счетная палата РФ и иные государственные органы; а годовой отчет службы внутреннего аудита компании обязателен к направлению наблюдательным советом компании в Правительство РФ.
Статья: Как аудит велит
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2024, N 12)А вот цитата из Рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору от 2012 года, размещенных на сайте Банка России: "Эффективная служба внутреннего аудита должна представлять совету директоров и исполнительным органам независимую оценку качества и эффективности систем и процессов внутреннего контроля, управления рисками и управления, обеспечивая таким образом безопасность организации и защиту ее репутации".
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2024, N 12)А вот цитата из Рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору от 2012 года, размещенных на сайте Банка России: "Эффективная служба внутреннего аудита должна представлять совету директоров и исполнительным органам независимую оценку качества и эффективности систем и процессов внутреннего контроля, управления рисками и управления, обеспечивая таким образом безопасность организации и защиту ее репутации".
Статья: Ключевые направления внутреннего аудита в рамках реализации ПВР
(Драганюк Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)Необходимость использовать оценки, полученные с применением ПВР <1>, в процессах управления и принятия кредитных рисков может потребовать изменения процессов банка, в том числе в деятельности службы внутреннего аудита. Какие процессы применения моделей ПВР должна оценивать служба внутреннего аудита? Как выглядит общий алгоритм оценки? Каковы основные возможные ошибки в части качества данных при применении ПВР и как их можно избежать? Об этом - в статье Екатерины Драганюк (Банк России) с предисловием эксперта по ПВР Юрия Полянского.
(Драганюк Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)Необходимость использовать оценки, полученные с применением ПВР <1>, в процессах управления и принятия кредитных рисков может потребовать изменения процессов банка, в том числе в деятельности службы внутреннего аудита. Какие процессы применения моделей ПВР должна оценивать служба внутреннего аудита? Как выглядит общий алгоритм оценки? Каковы основные возможные ошибки в части качества данных при применении ПВР и как их можно избежать? Об этом - в статье Екатерины Драганюк (Банк России) с предисловием эксперта по ПВР Юрия Полянского.
Статья: Перспективы использования технологий искусственного интеллекта в работе внутреннего аудитора хозяйствующего субъекта
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)<13> Миссия внутреннего аудита, обязательные руководства (основные принципы, определение, стандарты, Кодекс этики), рекомендуемые руководства (руководства по применению, дополнительные руководства). - Прим. авт.
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)<13> Миссия внутреннего аудита, обязательные руководства (основные принципы, определение, стандарты, Кодекс этики), рекомендуемые руководства (руководства по применению, дополнительные руководства). - Прим. авт.