Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное постановление 2 Восточного окружного военного суда от 19.04.2024 N 22-158/2024 (УИД 75GV0001-01-2023-000498-41)
Процессуальные вопросы: Принято постановление об отказе в восстановлении срока на подачу апелляционного представления.
Решение: Постановление оставлено без изменения.Как правильно указано в обжалуемом постановлении, позднее получение заместителем военного прокурора Восточного военного округа копии приговора связано с возможной несогласованностью действий должностных лиц самой военной прокуратуры, а не по вине суда или иных лиц, что не может являться уважительной причиной для восстановления пропущенного срока на апелляционное обжалование. Обратное привело бы к возможности множественного обращения прокуроров с апелляционными представлениями на один судебный акт, каждым в порядке подчинения от нижестоящих прокуроров к вышестоящим, то есть в таком случае государственному обвинению было бы предоставлено больше прав чем другим участникам производства по уголовному делу, что свидетельствовало бы о нарушении равноправия сторон.
Процессуальные вопросы: Принято постановление об отказе в восстановлении срока на подачу апелляционного представления.
Решение: Постановление оставлено без изменения.Как правильно указано в обжалуемом постановлении, позднее получение заместителем военного прокурора Восточного военного округа копии приговора связано с возможной несогласованностью действий должностных лиц самой военной прокуратуры, а не по вине суда или иных лиц, что не может являться уважительной причиной для восстановления пропущенного срока на апелляционное обжалование. Обратное привело бы к возможности множественного обращения прокуроров с апелляционными представлениями на один судебный акт, каждым в порядке подчинения от нижестоящих прокуроров к вышестоящим, то есть в таком случае государственному обвинению было бы предоставлено больше прав чем другим участникам производства по уголовному делу, что свидетельствовало бы о нарушении равноправия сторон.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О праве дознавателя на обжалование: видение законодателя и реалии правоприменения
(Милованов П.П.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)Федеральным законом от 14 декабря 2014 г. <6> дознавателю была предоставлена возможность обжалования с согласия начальника органа дознания вышестоящему прокурору решений прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом или обвинительным постановлением. По мнению законодателя, указанная новелла была призвана обеспечить процессуальную самостоятельность дознавателя при определении перспективы завершения расследования по уголовному делу. Что касается непосредственно механизма реализации данной нормы закона, то постановление прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта на основании ч. 4 ст. 226 УПК РФ обжалуется в течение 48 часов с момента поступления к дознавателю уголовного дела вышестоящему прокурору, который в течение трех суток с момента поступления соответствующих материалов обязан принять одно из двух решений: об отказе в удовлетворении ходатайства либо об отмене постановления нижестоящего прокурора, с утверждением обвинительного акта и направлением уголовного дела в суд.
(Милованов П.П.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)Федеральным законом от 14 декабря 2014 г. <6> дознавателю была предоставлена возможность обжалования с согласия начальника органа дознания вышестоящему прокурору решений прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом или обвинительным постановлением. По мнению законодателя, указанная новелла была призвана обеспечить процессуальную самостоятельность дознавателя при определении перспективы завершения расследования по уголовному делу. Что касается непосредственно механизма реализации данной нормы закона, то постановление прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта на основании ч. 4 ст. 226 УПК РФ обжалуется в течение 48 часов с момента поступления к дознавателю уголовного дела вышестоящему прокурору, который в течение трех суток с момента поступления соответствующих материалов обязан принять одно из двух решений: об отказе в удовлетворении ходатайства либо об отмене постановления нижестоящего прокурора, с утверждением обвинительного акта и направлением уголовного дела в суд.
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Надзорная инстанция - это судебная деятельность Президиума Верховного Суда РФ, осуществляемая в связи с необходимостью пересмотра приговоров, определений, постановлений суда (судьи, мирового судьи), вступивших в законную силу, по жалобам осужденного, оправданного, их защитников, законных представителей, частного обвинителя и его представителя, потерпевшего, его законного представителя, представителя, гражданского истца, гражданского ответчика и их законных представителей, представителей, а также иных лиц в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, а также по представлению прокурора (вышестоящего прокурора). Она обладает теми же основными чертами, что и кассационная инстанция, за некоторыми исключениями.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Надзорная инстанция - это судебная деятельность Президиума Верховного Суда РФ, осуществляемая в связи с необходимостью пересмотра приговоров, определений, постановлений суда (судьи, мирового судьи), вступивших в законную силу, по жалобам осужденного, оправданного, их защитников, законных представителей, частного обвинителя и его представителя, потерпевшего, его законного представителя, представителя, гражданского истца, гражданского ответчика и их законных представителей, представителей, а также иных лиц в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, а также по представлению прокурора (вышестоящего прокурора). Она обладает теми же основными чертами, что и кассационная инстанция, за некоторыми исключениями.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"64. При подаче частной, кассационной жалобы, представления прокурора на определение суда, которым производство по делу не завершено (например, на определение о принятии мер предварительной защиты, об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении административных дел в одно производство или о выделении заявленных требований в отдельное производство), в целях соблюдения разумных сроков административного судопроизводства (статья 10 КАС РФ) в суд вышестоящей инстанции направляется вместе с описью всех имеющихся в деле документов сформированный по соответствующим жалобе, представлению прокурора материал, состоящий из оригинала жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"64. При подаче частной, кассационной жалобы, представления прокурора на определение суда, которым производство по делу не завершено (например, на определение о принятии мер предварительной защиты, об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении административных дел в одно производство или о выделении заявленных требований в отдельное производство), в целях соблюдения разумных сроков административного судопроизводства (статья 10 КАС РФ) в суд вышестоящей инстанции направляется вместе с описью всех имеющихся в деле документов сформированный по соответствующим жалобе, представлению прокурора материал, состоящий из оригинала жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года"Как указал Конституционный Суд, оспоренные положения в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как допускающие принятие судом апелляционной инстанции по собственной инициативе решения об отмене не оспоренного прокурором, потерпевшим или другими участниками судопроизводства, представляющими сторону обвинения, приговора суда первой инстанции и о возвращении уголовного дела прокурору по мотиву необходимости предъявить подсудимому более тяжкое обвинение. Иное их истолкование, предполагающее возможность возвращения уголовного дела прокурору в связи с наличием оснований для изменения обвинения на более тяжкое невзирая на инициирование процедуры апелляционного пересмотра дела стороной защиты в отсутствие представления прокурора, жалобы потерпевшего или других участников процесса со стороны обвинения, означало бы существенное ограничение процессуальных гарантий права на судебную защиту и обжалование в суд решений любых государственных органов, включая судебные, а также права каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, что не отвечало бы предписаниям статей 46 (части 1 и 2), 50 (часть 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.