Обжалование решений муниципального органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решений муниципального органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Решение о комплексном развитии территории как нормативный правовой акт
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)С учетом того что положения главы 21 КАС РФ, которые регулируют процедуру оспаривания нормативных правовых актов, не устанавливают каких-либо сроков исковой давности для оспаривания НПА, а пункты 19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 закрепляют правило о том, что НПА могут быть оспорены даже после прекращения их действия, следует высказать опасение о том, что признание решения о КРТ в судебной практике в качестве нормативного правового акта может поставить под угрозу стабильность реализуемых проектов, поскольку отмененное решение о КРТ на любой стадии его реализации влечет за собой каскад отмен принятых в соответствии с ним актов распорядительного характера, заключенных сделок и проч.
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)С учетом того что положения главы 21 КАС РФ, которые регулируют процедуру оспаривания нормативных правовых актов, не устанавливают каких-либо сроков исковой давности для оспаривания НПА, а пункты 19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 закрепляют правило о том, что НПА могут быть оспорены даже после прекращения их действия, следует высказать опасение о том, что признание решения о КРТ в судебной практике в качестве нормативного правового акта может поставить под угрозу стабильность реализуемых проектов, поскольку отмененное решение о КРТ на любой стадии его реализации влечет за собой каскад отмен принятых в соответствии с ним актов распорядительного характера, заключенных сделок и проч.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Решения органов публичной власти, указанные в настоящей статье, могут быть обжалованы в судебном порядке.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Решения органов публичной власти, указанные в настоящей статье, могут быть обжалованы в судебном порядке.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Ситуация: Как оспорить (уменьшить) кадастровую стоимость квартиры или земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В случае существенного снижения кадастровой стоимости квартиры или земельного участка в связи с ее установлением в размере рыночной решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (ч. 22.1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В случае существенного снижения кадастровой стоимости квартиры или земельного участка в связи с ее установлением в размере рыночной решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (ч. 22.1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 11.10 комментируемой статьи также предусматривает возможность обжалования (хотя точнее было бы говорить об оспаривании) в суд решения об отказе в удовлетворении заявлений, указанных в ч. 11.8 и 11.9 данной статьи. При этом применяется порядок, предусмотренный гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ. Применение положений названной главы КАС РФ разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <110>.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 11.10 комментируемой статьи также предусматривает возможность обжалования (хотя точнее было бы говорить об оспаривании) в суд решения об отказе в удовлетворении заявлений, указанных в ч. 11.8 и 11.9 данной статьи. При этом применяется порядок, предусмотренный гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ. Применение положений названной главы КАС РФ разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <110>.
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В статье проанализированы основные направления судебного контроля в сфере местного самоуправления. Автором выделены основные направления формы реализации судебного контроля: судебный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления; рассмотрение дел об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления и муниципальных служащих; рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. В статье уделено особое внимание степени "вмешательства" судов общей юрисдикции в деятельность органов местного самоуправления и предлагаются пути совершенствования данного вида судебного контроля.
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В статье проанализированы основные направления судебного контроля в сфере местного самоуправления. Автором выделены основные направления формы реализации судебного контроля: судебный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления; рассмотрение дел об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления и муниципальных служащих; рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. В статье уделено особое внимание степени "вмешательства" судов общей юрисдикции в деятельность органов местного самоуправления и предлагаются пути совершенствования данного вида судебного контроля.
Статья: Экологические суды: некоторые вопросы истории и практики
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)Экологические суды могут также функционировать в рамках судов общей юрисдикции или административных судов в качестве подразделения, рассматривающего экологические споры. Подобная система действует в Нидерландах, Дании, Финляндии, Швеции и других странах <9>. Наиболее классическим примером такого способа формирования суда является отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт (США), к которому прикреплены два судьи, имеющие специализацию по рассмотрению экологических споров. Если судьей признается необходимой явка сторон в судебное заседание, слушание дела проводится в том месте, где было начато. Фактически указанное подразделение суда рассматривает примерно 100 дел в год <10>, связанных с обращениями муниципальных комиссий и Агентства природных ресурсов и управления природными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, связанных с обжалованием решений органов муниципальной власти о запрете использования земельного участка не по назначению, об отмене предоставленного разрешения на выбросы, о сбросе загрязняющих веществ в водные и земельные объекты, атмосферный воздух, о приостановлении деятельности, которая может представлять угрозу причинения вреда окружающей среде, о непредоставлении разрешения на пользование земельным участком, запрете строительства на земельном участке, перемещения системы водоотвода, запрете проведения перестройки частного дома, о непредоставлении разрешения на разделение земельного участка и др. То есть отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт не только рассматривает любые жалобы на решения, действия, бездействие местных властей в сфере экологии, но и по большей части выполняет административные функции в сфере регулирования природоохранных, земельных и градостроительных отношений.
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)Экологические суды могут также функционировать в рамках судов общей юрисдикции или административных судов в качестве подразделения, рассматривающего экологические споры. Подобная система действует в Нидерландах, Дании, Финляндии, Швеции и других странах <9>. Наиболее классическим примером такого способа формирования суда является отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт (США), к которому прикреплены два судьи, имеющие специализацию по рассмотрению экологических споров. Если судьей признается необходимой явка сторон в судебное заседание, слушание дела проводится в том месте, где было начато. Фактически указанное подразделение суда рассматривает примерно 100 дел в год <10>, связанных с обращениями муниципальных комиссий и Агентства природных ресурсов и управления природными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, связанных с обжалованием решений органов муниципальной власти о запрете использования земельного участка не по назначению, об отмене предоставленного разрешения на выбросы, о сбросе загрязняющих веществ в водные и земельные объекты, атмосферный воздух, о приостановлении деятельности, которая может представлять угрозу причинения вреда окружающей среде, о непредоставлении разрешения на пользование земельным участком, запрете строительства на земельном участке, перемещения системы водоотвода, запрете проведения перестройки частного дома, о непредоставлении разрешения на разделение земельного участка и др. То есть отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт не только рассматривает любые жалобы на решения, действия, бездействие местных властей в сфере экологии, но и по большей части выполняет административные функции в сфере регулирования природоохранных, земельных и градостроительных отношений.
Статья: Сроки рассмотрения гражданских дел в суде общей юрисдикции
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, дела о восстановлении на работе, взыскании алиментов, сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений государственных органов или органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями, об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения рассматриваются и разрешаются до истечения месяца (ч. 2 ст. 154 ГПК РФ), заявление об отмене решения третейского суда - в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 420 ГПК РФ), жалоба на решение участковой комиссии о включении или невключении гражданина РФ в список участников референдума - в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно (п. 4 ст. 44 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, дела о восстановлении на работе, взыскании алиментов, сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений государственных органов или органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями, об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения рассматриваются и разрешаются до истечения месяца (ч. 2 ст. 154 ГПК РФ), заявление об отмене решения третейского суда - в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 420 ГПК РФ), жалоба на решение участковой комиссии о включении или невключении гражданина РФ в список участников референдума - в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно (п. 4 ст. 44 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации").
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которые рассматриваются в порядке гл. 22 КАС РФ, установлены, в частности, следующие сроки:
(КонсультантПлюс, 2025)по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которые рассматриваются в порядке гл. 22 КАС РФ, установлены, в частности, следующие сроки: