Одинаковые должности разные обязанности

Подборка наиболее важных документов по запросу Одинаковые должности разные обязанности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Дискриминация при оплате труда
(КонсультантПлюс, 2024)
Не признается дискриминацией установление работникам, занимающим одинаковые должности, разных окладов в зависимости от объема и содержания выполняемой работы, должностных обязанностей, количества подчиненных
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2024 N 88-1831/2024, 2-1008/2023 (УИД 65RS0010-01-2023-001089-27)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении в должности на прежнем рабочем месте.
Обстоятельства: Истец указал, что трудовой договор расторгнут с ним в связи с сокращением численности или штата работников организации; ссылается на нарушение работодателем нормы, предусматривающей преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Из содержания части 1 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, следует, что основанием для освобождения работодателя от соблюдения гарантии работника на преимущественное право на оставление на работе при увольнении по сокращению численности или штата работников является совокупность обстоятельств, к которым относится не только разные функциональные обязанности, выполняемые по должности с одинаковым наименованием, но и к которым предъявляются разные квалификационные требования.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: "Вилки" окладов
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)
Однако такое положение дел (одинаковые должности, но разные должностные инструкции и оклады) зачастую сложно назвать корректным. Иногда при ближайшем рассмотрении оказывается, что сама ситуация с одинаковыми должностями и разными обязанностями возникла, потому что у организации-работодателя нет штатного расписания, а должности и оклады назначаются при приеме на работу по воле директора. А иногда оказывается, что в штатном расписании в одном подразделении две строки: в одной должность "бухгалтер" и один оклад, в другой - должность "бухгалтер" и другой оклад, что только сеет путаницу. Встречается в штатном расписании и одна строка для должности "бухгалтер" с "вилкой" оклада. Но, как мы выяснили выше, "вилки" окладов профильными ведомствами не приветствуются и могут быть признаны незаконными. Система оплаты труда должна быть установлена, определена работодателем (ст. 135 ТК РФ). "Вилки" едва ли свидетельствуют о четкой определенности. Скорее - о неопределенности.
Готовое решение: Что нужно учесть перед приемом на работу внутреннего или внешнего совместителя
(КонсультантПлюс, 2024)
Роструд уточнил, что работники, занимающие одинаковую должность и выполняющие одинаковые обязанности, могут иметь разную заработную плату, но не оклад (Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утвержденное Приказом Роструда от 11.11.2022 N 253).

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"
Установление в такой ситуации доплаты сверх получаемой работником заработной платы за выполнение его трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) обусловлено тем, что в течение рабочего дня (смены) работник выполняет как свою основную трудовую функцию, так и дополнительную работу, а это приводит к интенсификации труда, к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке, которая должна быть компенсирована. Такое регулирование направлено на обеспечение надлежащей защиты работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении от произвольного возложения на него дополнительных обязанностей без соответствующей оплаты, призвано не только сгладить отрицательные последствия отклонения условий работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление работником права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства. Статьи 129, 133 и 133.1 данного Кодекса в системной связи с его статьями 60.2, 149 и 151 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей). Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), так и повышенная оплата в случае выполнения работы при совмещении профессий (должностей). Иначе работники, выполнявшие в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с основной трудовой функцией, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу в порядке совмещения профессий (должностей), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто осуществлял работу только по профессии (должности), определенной трудовым договором (основную трудовую функцию). Это вело бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, согласившихся на выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства предусмотреть регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации о вознаграждении за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Постановление Правительства РФ от 07.02.2024 N 132
"Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"
1. Порядковые номера должностей указываются в возрастающей последовательности независимо от структурных подразделений. Каждой должности присваивается очередной порядковый номер. Должности, имеющие одинаковое наименование, но различные функциональные обязанности (форму допуска), включаются за разными порядковыми номерами.