Одноканальное финансирование

Подборка наиболее важных документов по запросу Одноканальное финансирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Актуальные вопросы организации медицинской помощи в контексте новых поправок к Конституции Российской Федерации
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 11)
Ожидается, что произошедший переход на одноканальное финансирование здравоохранения по принципу "деньги следуют за пациентом" вынудит медицинские организации разных систем здравоохранения бороться за пациентов <4>, что, по сути, означает саморегулирование рынка медицинских услуг. Однако данный принцип предполагает, что медицинская организация располагает минимально необходимым количеством пациентов, покрывающим ее расходы на содержание имущества, заработную плату, закупку лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов к ним. Иначе говоря, на одной чаше весов находятся уже имеющиеся постоянные расходы, а на другой - вероятность обращения пациента, которая, в свою очередь, во многом зависит от численности рядом расположенного населения. И их неблагоприятное соотношение объективно может привести к банкротству и закрытию медицинской организации. При этом в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 2298-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Жильцова Бориса Григорьевича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" отмечено, что такие обстоятельства, как территориальное местоположение медицинских организаций, их загруженность, назначение, отсутствие необходимых ресурсов и объемов целевого бюджетного финансирования, влияют на качество и принципиальную возможность оказания надлежащей медицинской помощи, а следовательно, подлежат обязательному учету при разрешении вопроса о возможности выбора гражданином конкретной медицинской организации. Фактически данная правовая позиция Конституционного Суда РФ указывает на важность учета экономической составляющей медицинской деятельности, которая напрямую влияет на возможность исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья: Проблемы развития муниципального здравоохранения на современном этапе в Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты
(Платонова Н.И., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 3)
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что сегодня необходимо разграничивать и понимать функции и задачи государственной и муниципальной систем здравоохранения. Государственная система управления призвана реализовывать единую политику в сфере здравоохранения, которая заключается в разработке государственных программ, направленных на повышение качества и доступности медицинских услуг для населения. Деятельность на государственном уровне власти носит централизованный и унифицированный характер. Муниципальная же система здравоохранения призвана реализовывать политику федерального (регионального) центра с учетом местной социально-экономической и культурно-этнической специфики на местах. Местная власть должна учитывать мнение населения, а также формировать устойчивый уровень первичной медико-санитарной помощи для населения. Деятельность на муниципальном уровне власти носит децентрализованный и индивидуальный характер. Медицинские организации муниципального уровня должны обслуживать большую часть населения (до 80%). Для полноценного формирования национальной системы здравоохранения необходимо создать "полнокровное" муниципальное здравоохранение с четкими полномочиями и адекватным финансированием <17>. Это представляется возможным при передаче объектов муниципального здравоохранения (медицинских организаций) в ведение органов местного самоуправления. В условиях расширения "одноканального" финансирования и снижения доли бюджетных средств в оплате медицинских услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи возрождение муниципального здравоохранения выглядит достаточно реалистичным. Формирование обратного процесса в регионах (по частичной передаче полномочий в сфере здравоохранения на муниципальный уровень) должно идти по конструктивному пути. Безусловно, речь не идет об обратной передаче всех учреждений здравоохранения. Речь должна идти главным образом о доврачебной и врачебной первичной медико-санитарной помощи, которая является ключевым базовым элементом здравоохранения. Этот сектор должен быть максимально приближен к населению и защищен от волнений на государственном уровне.

Нормативные акты

Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364
(ред. от 12.04.2012)
"Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения"
повышение качества и доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и обеспечения населения изделиями медицинского назначения за счет внедрения лучших практик, стандартизации и повышения точности планирования и распределения необходимых объемов медицинской помощи и ресурсов в системе здравоохранения, а также перехода на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования;