Однополые браки
Подборка наиболее важных документов по запросу Однополые браки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как иностранному гражданину усыновить ребенка-сироту из РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ, подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, положения о признании браком однополого союза;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ, подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, положения о признании браком однополого союза;
Статья: Правовые проблемы оказания нотариальной помощи в брачно-семейных отношениях с иностранным элементом
(Калиниченко В.Т.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 6)<13> К примеру, в России не могут быть легализованы однополые браки.
(Калиниченко В.Т.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 6)<13> К примеру, в России не могут быть легализованы однополые браки.
Статья: Особенности составов преступных деяний против прав семейственных по Уголовному уложению 1903 г.
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Вместе с тем основное внимание современных исследователей сосредоточено на Общей части Уложения 1903 г. Нам не удалось обнаружить ни одной научной публикации, нацеленной на анализ конструкции составов противоправных деяний против прав семейственных, закрепленных в Уложении 1903 г. <9>. Между тем в силу тех глобальных процессов, которые происходят в мире ныне (прежде всего в странах так называемого коллективного Запада): разрушения традиционных представлений о семье, роли мужчины и женщины, воспитании детей, агрессивной пропаганды однополых "браков", декларирования и реализации прав детей на смену пола и т.п., в России обострился вопрос о путях и способах защиты традиционных семейных ценностей. Все это объективно повышает актуальность исследования того, каким на рубеже XIX и XX вв. было уголовно-правовой охраны интересов семьи, прав ее членов и родственных отношений, какие деяния представлялись общественно опасными и в какой степени, и т.д.
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Вместе с тем основное внимание современных исследователей сосредоточено на Общей части Уложения 1903 г. Нам не удалось обнаружить ни одной научной публикации, нацеленной на анализ конструкции составов противоправных деяний против прав семейственных, закрепленных в Уложении 1903 г. <9>. Между тем в силу тех глобальных процессов, которые происходят в мире ныне (прежде всего в странах так называемого коллективного Запада): разрушения традиционных представлений о семье, роли мужчины и женщины, воспитании детей, агрессивной пропаганды однополых "браков", декларирования и реализации прав детей на смену пола и т.п., в России обострился вопрос о путях и способах защиты традиционных семейных ценностей. Все это объективно повышает актуальность исследования того, каким на рубеже XIX и XX вв. было уголовно-правовой охраны интересов семьи, прав ее членов и родственных отношений, какие деяния представлялись общественно опасными и в какой степени, и т.д.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Вместе с тем формулирование положений Конвенции в виде обязательных для стран-участниц материально-правовых норм, не всегда совпадающих с нормами российского законодательства, потребовало бы с учетом приведенной выше ст. 2 Конвенции внесения ряда изменений в СК РФ и, возможно, в другие акты. Следует, в частности, отметить, что, хотя в отношении "зарегистрированного партнерства" в Конвенции говорится, что оно применяется, если подобный институт разрешен, а применение положения об однополых браках можно исключить путем оговорки при присоединении к Конвенции (ст. 27) <1>, остается не ясным, должно ли будет признаваться в России такое усыновление, установленное за границей. В России в качестве брака рассматривается добровольный союз мужчины и женщины, а института зарегистрированного партнерства не существует. На наш взгляд, первоочередной в настоящее время является скорейшая ратификация Россией рассмотренной выше Гаагской конвенции 1993 г., рассматривающей актуальные вопросы сотрудничества государств в процессе усыновления, а также признания вынесенных решений.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Вместе с тем формулирование положений Конвенции в виде обязательных для стран-участниц материально-правовых норм, не всегда совпадающих с нормами российского законодательства, потребовало бы с учетом приведенной выше ст. 2 Конвенции внесения ряда изменений в СК РФ и, возможно, в другие акты. Следует, в частности, отметить, что, хотя в отношении "зарегистрированного партнерства" в Конвенции говорится, что оно применяется, если подобный институт разрешен, а применение положения об однополых браках можно исключить путем оговорки при присоединении к Конвенции (ст. 27) <1>, остается не ясным, должно ли будет признаваться в России такое усыновление, установленное за границей. В России в качестве брака рассматривается добровольный союз мужчины и женщины, а института зарегистрированного партнерства не существует. На наш взгляд, первоочередной в настоящее время является скорейшая ратификация Россией рассмотренной выше Гаагской конвенции 1993 г., рассматривающей актуальные вопросы сотрудничества государств в процессе усыновления, а также признания вынесенных решений.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Достичь совершенства общества, так же как и достичь абсолютной справедливости, на современном этапе развития человечества невозможно, так как отношение к некоторым ситуациям при оценке их справедливости и адекватности во всех странах мира до сих пор существенно разнится в зависимости от их многовековых культурных традиций. Данное утверждение не умаляет того, что к созданию совершенного общества, которое быстро меняется по своему культурному составу, надо, безусловно, стремиться, и такое стремление должно представлять собой непрекращающийся процесс развития права. На базе национального публичного порядка, учитывающего добрые нравы и традиции, разные государства кардинально противоположным образом оценивают как давно существующие традиции, так и вновь складывающиеся общественные отношения. В связи с этим то, что является справедливым, соответствующим этическим и социальным стандартам для одного сообщества людей, одновременно признается другим сообществом несправедливым и не соответствующим его нравственным императивам, например <1>: ежегодная местная традиция убийства китов и дельфинов на Фарерских островах в Дании; ежегодный религиозный праздник жертвоприношения двухсот тысяч животных богине Гадхимай в Непале; запрет абортов при любых обстоятельствах в Ирландии, ОАЭ, Сирии, Чили и др.; запрет суррогатного материнства в Норвегии, Германии, Франции и др.; снятие запрета на клонирование человеческого эмбриона в Австралии; законодательное закрепление права на эвтаназию в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Канаде и др.; наличие смертной казни в Республике Беларусь, Израиле, Китае, Монголии, Японии и др.; отсутствие гендерного равенства при наследовании на основе иджтихада в Тунисе (женщина может наследовать только половину доли мужчины, иное противоречит законам шариата и нарушает то, что написано в Коране); легальность многоженства в Индонезии, Иране, Египте и др.; легитимность однополых браков в Нидерландах, США и др.; признание судом за человекообразными обезьянами некоторых человеческих прав в Испании (2008 г.) <2>, в Аргентине (2014 г.) <3> и в США (2015 г.) <4>; запрет покупки и продажи человеческих органов в России и др.; возможность аренды на выходные дни "семьи" в виде "жены с ребенком", "друзей" или домашних животных в Японии; запрет на операции с криптовалютами в Китае, тогда как в Республике Беларусь криптовалюта получила в 2017 г. правовое регулирование в декрете "О развитии цифровой экономики", согласно которому фирмы по майнингу и обмену криптовалют становятся резидентами специальной экономической зоны (Парка высоких технологий) и их доходы от операций с токенами не подлежат налогообложению до 01.01.2023; разработка первого российского законопроекта о признании робота-агента субъектом права и создание саморегулируемых организаций роботов-агентов (например, законопроект юридической консалтинговой компании "Дентонс" (Dentons) о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) в части совершенствования правового регулирования в области робототехники) <5>. Более того, современная наука начала изучать феномен социальных сообществ роботов <6>, правовой статус которых так или иначе будет описан в праве многих стран в ближайшем будущем. Исследования в сфере нанотехнологий, нейронауки, искусственного интеллекта, высоких гуманитарных технологий (Hi-Hume) <7> являются междисциплинарными и задают направления развитию права.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Достичь совершенства общества, так же как и достичь абсолютной справедливости, на современном этапе развития человечества невозможно, так как отношение к некоторым ситуациям при оценке их справедливости и адекватности во всех странах мира до сих пор существенно разнится в зависимости от их многовековых культурных традиций. Данное утверждение не умаляет того, что к созданию совершенного общества, которое быстро меняется по своему культурному составу, надо, безусловно, стремиться, и такое стремление должно представлять собой непрекращающийся процесс развития права. На базе национального публичного порядка, учитывающего добрые нравы и традиции, разные государства кардинально противоположным образом оценивают как давно существующие традиции, так и вновь складывающиеся общественные отношения. В связи с этим то, что является справедливым, соответствующим этическим и социальным стандартам для одного сообщества людей, одновременно признается другим сообществом несправедливым и не соответствующим его нравственным императивам, например <1>: ежегодная местная традиция убийства китов и дельфинов на Фарерских островах в Дании; ежегодный религиозный праздник жертвоприношения двухсот тысяч животных богине Гадхимай в Непале; запрет абортов при любых обстоятельствах в Ирландии, ОАЭ, Сирии, Чили и др.; запрет суррогатного материнства в Норвегии, Германии, Франции и др.; снятие запрета на клонирование человеческого эмбриона в Австралии; законодательное закрепление права на эвтаназию в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Канаде и др.; наличие смертной казни в Республике Беларусь, Израиле, Китае, Монголии, Японии и др.; отсутствие гендерного равенства при наследовании на основе иджтихада в Тунисе (женщина может наследовать только половину доли мужчины, иное противоречит законам шариата и нарушает то, что написано в Коране); легальность многоженства в Индонезии, Иране, Египте и др.; легитимность однополых браков в Нидерландах, США и др.; признание судом за человекообразными обезьянами некоторых человеческих прав в Испании (2008 г.) <2>, в Аргентине (2014 г.) <3> и в США (2015 г.) <4>; запрет покупки и продажи человеческих органов в России и др.; возможность аренды на выходные дни "семьи" в виде "жены с ребенком", "друзей" или домашних животных в Японии; запрет на операции с криптовалютами в Китае, тогда как в Республике Беларусь криптовалюта получила в 2017 г. правовое регулирование в декрете "О развитии цифровой экономики", согласно которому фирмы по майнингу и обмену криптовалют становятся резидентами специальной экономической зоны (Парка высоких технологий) и их доходы от операций с токенами не подлежат налогообложению до 01.01.2023; разработка первого российского законопроекта о признании робота-агента субъектом права и создание саморегулируемых организаций роботов-агентов (например, законопроект юридической консалтинговой компании "Дентонс" (Dentons) о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) в части совершенствования правового регулирования в области робототехники) <5>. Более того, современная наука начала изучать феномен социальных сообществ роботов <6>, правовой статус которых так или иначе будет описан в праве многих стран в ближайшем будущем. Исследования в сфере нанотехнологий, нейронауки, искусственного интеллекта, высоких гуманитарных технологий (Hi-Hume) <7> являются междисциплинарными и задают направления развитию права.
Статья: К вопросу о необходимости закрепления в семейном законодательстве термина "брак (гражданский брак)"
(Гавриш И.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Против возникшей тенденции в западных странах узаконивать однополые браки направлена принятая поправка в п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, которая под браком государства понимает только "союз мужчины и женщины".
(Гавриш И.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Против возникшей тенденции в западных странах узаконивать однополые браки направлена принятая поправка в п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, которая под браком государства понимает только "союз мужчины и женщины".
Статья: Аксиология коллизионного семейного права России через призму сверхимперативных норм и основных начал публичного порядка
(Власова Н.В.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Отмечается также, что "публичный интерес в российском правопорядке применительно к международному частному праву не санкционирован" <12>. Вместе с тем представляется, что публичный интерес применительно к сфере коллизионного семейного права может выражаться через интересы неопределенного круга лиц, морали и нравственности, интересы защиты семейных ценностей, в противоречие с которыми могут вступать нормы иностранного права, разрешающие, к примеру, однополые браки, смену пола и т.д.
(Власова Н.В.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Отмечается также, что "публичный интерес в российском правопорядке применительно к международному частному праву не санкционирован" <12>. Вместе с тем представляется, что публичный интерес применительно к сфере коллизионного семейного права может выражаться через интересы неопределенного круга лиц, морали и нравственности, интересы защиты семейных ценностей, в противоречие с которыми могут вступать нормы иностранного права, разрешающие, к примеру, однополые браки, смену пола и т.д.
Статья: Запрет смены пола человека в России: правовые и аксиологические аспекты
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С., Михеева П.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Вступление России в 1996 г. в Совет Европы повлекло изменения в ее правовой системе, направленные на регулирование новых, нередко навязываемых Западом, но чуждых нашей стране ценностных ориентиров. В статье рассмотрены правовые аспекты проблемы смены пола человека, выступающей продуктом западноевропейской "гендерной свободы". Показаны в динамике ее появление в России, развитие и отмена в 2023 г. Смена естественного пола человека, однополые браки - это не просто частная жизнь человека. Эти явления не только деформируют традиционные взгляды российского общества на брак, семью, воспитание детей, но представляют угрозу демографической безопасности государств, а в мировом масштабе - опасность вырождения населения планеты. Авторы представили взгляд на названную проблему сквозь призму традиционных российских духовно-нравственных ценностей, показали последовательность предпринимаемых законодательных мер, создающих заслон дальнейшему распространению "трансгендерной чумы" в России.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С., Михеева П.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Вступление России в 1996 г. в Совет Европы повлекло изменения в ее правовой системе, направленные на регулирование новых, нередко навязываемых Западом, но чуждых нашей стране ценностных ориентиров. В статье рассмотрены правовые аспекты проблемы смены пола человека, выступающей продуктом западноевропейской "гендерной свободы". Показаны в динамике ее появление в России, развитие и отмена в 2023 г. Смена естественного пола человека, однополые браки - это не просто частная жизнь человека. Эти явления не только деформируют традиционные взгляды российского общества на брак, семью, воспитание детей, но представляют угрозу демографической безопасности государств, а в мировом масштабе - опасность вырождения населения планеты. Авторы представили взгляд на названную проблему сквозь призму традиционных российских духовно-нравственных ценностей, показали последовательность предпринимаемых законодательных мер, создающих заслон дальнейшему распространению "трансгендерной чумы" в России.
Статья: Институт капелланов и религиозные обряды в парламентах
(Пибаев И.А., Педань С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)В странах, относящихся к первой и ко второй группе, совершение религиозного обряда, богослужения или, наоборот, отказ в проведении может рассматриваться как политическое решение. Так, в Лихтенштейне архиепископ Вадуца служит традиционную мессу перед открытием очередной сессии парламента княжества. В декабре 2022 г. в знак протеста против закона об однополых браках в Лихтенштейне архиепископ Вадуца Вольфганг Хаас отменил традиционное богослужение. По словам архиепископа, он принял такое решение из-за позиции подавляющего большинства парламентариев, которая противоречит важнейшему положению христианской этики. В таких обстоятельствах служение мессы теряет всякий смысл. Хаас уверен, что введение так называемого брака для всех приведет к прорыву моральной плотины, в том числе и в образовательной сфере <3>.
(Пибаев И.А., Педань С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)В странах, относящихся к первой и ко второй группе, совершение религиозного обряда, богослужения или, наоборот, отказ в проведении может рассматриваться как политическое решение. Так, в Лихтенштейне архиепископ Вадуца служит традиционную мессу перед открытием очередной сессии парламента княжества. В декабре 2022 г. в знак протеста против закона об однополых браках в Лихтенштейне архиепископ Вадуца Вольфганг Хаас отменил традиционное богослужение. По словам архиепископа, он принял такое решение из-за позиции подавляющего большинства парламентариев, которая противоречит важнейшему положению христианской этики. В таких обстоятельствах служение мессы теряет всякий смысл. Хаас уверен, что введение так называемого брака для всех приведет к прорыву моральной плотины, в том числе и в образовательной сфере <3>.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Так, вызывали возражения попытки ЕСПЧ распространить фактическую юрисдикцию своих интерпретаций на страны и регионы, где массовые традиционные культурные, моральные, религиозные предпочтения весьма далеки от предлагаемых ЕСПЧ толкований и интерпретаций (касается это гей-парадов, однополых браков или раннего сексуального воспитания детей в школах, предоставления избирательного права лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и т.п.).
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Так, вызывали возражения попытки ЕСПЧ распространить фактическую юрисдикцию своих интерпретаций на страны и регионы, где массовые традиционные культурные, моральные, религиозные предпочтения весьма далеки от предлагаемых ЕСПЧ толкований и интерпретаций (касается это гей-парадов, однополых браков или раннего сексуального воспитания детей в школах, предоставления избирательного права лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и т.п.).