Односторонний отказ от договора недобросовестного поставщика

Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ от договора недобросовестного поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Включение в РНП сведений об участниках закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024)
Так, в случае одностороннего отказа от исполнения договора заказчиком в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора в реестр недобросовестных поставщиков могут быть включены сведения, если в отношении такого заказчика непосредственно введены санкции и (или) меры ограничительного характера.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024)
"...ИП... (далее - предприниматель) обратился в... суд... с заявлением к... УФАС... (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения... о проведении проверки по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и включении сведений об ИП... в реестр недобросовестных поставщиков.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые особенности включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в ходе осуществления корпоративных закупок в условиях санкционной реальности
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)
Автором статьи анализируются правовые аспекты включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в особенности как следствие одностороннего отказа корпоративного заказчика, находящегося под действием иностранных санкций, от исполнения договора. В статье на основе анализа нормативной базы, правоприменительной практики, доктринальных позиций, а также статистических данных сделана попытка проанализировать механизм реализации введенных регуляторных мероприятий по защите интересов заказчиков, находящихся под санкционным давлением. Высказано предположение, что указанный механизм будет направлен на сдерживание и минимизацию негативного эффекта от санкций для корпоративных заказчиков. При этом автором указывается на недостатки проведенных изменений в Законе о закупках, в том числе выраженных в отсутствии у участника закупки осведомленности о наличии санкционных ограничений у заказчика, а также отсутствии соразмерности применяемой к поставщику меры ответственности степени причиненного заказчику вреда.
Статья: Иск о признании договора расторгнутым: вопросы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)
Так как законом предусмотрено включение нарушающих свои обязательства по публичным договорам контрагентов в список недобросовестных поставщиков как один из способов защиты права и условием реализации такого способа является расторжение договора в судебном порядке, следовательно, обращение в суд с требованием о признании договора расторгнутым при наличии одностороннего отказа заказчика от исполнения договора по вине его контрагента является надлежащим способом защиты права заказчика.

Нормативные акты

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)
2. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, включение в реестр недобросовестных поставщиков признано незаконным. Суды пришли к выводу о том, что исполнитель считается уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе от исполнения контракта только при выполнении заказчиком всех требований, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. В противном случае юридический факт расторжения договора не наступает.