Односторонний отказ от договора недобросовестного поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ от договора недобросовестного поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Включение в РНП сведений об участниках закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024)Так, в случае одностороннего отказа от исполнения договора заказчиком в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора в реестр недобросовестных поставщиков могут быть включены сведения, если в отношении такого заказчика непосредственно введены санкции и (или) меры ограничительного характера.
(КонсультантПлюс, 2024)Так, в случае одностороннего отказа от исполнения договора заказчиком в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора в реестр недобросовестных поставщиков могут быть включены сведения, если в отношении такого заказчика непосредственно введены санкции и (или) меры ограничительного характера.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024)"...ИП... (далее - предприниматель) обратился в... суд... с заявлением к... УФАС... (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения... о проведении проверки по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и включении сведений об ИП... в реестр недобросовестных поставщиков.
(КонсультантПлюс, 2024)"...ИП... (далее - предприниматель) обратился в... суд... с заявлением к... УФАС... (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения... о проведении проверки по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и включении сведений об ИП... в реестр недобросовестных поставщиков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иск о признании договора расторгнутым: вопросы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Так как законом предусмотрено включение нарушающих свои обязательства по публичным договорам контрагентов в список недобросовестных поставщиков как один из способов защиты права и условием реализации такого способа является расторжение договора в судебном порядке, следовательно, обращение в суд с требованием о признании договора расторгнутым при наличии одностороннего отказа заказчика от исполнения договора по вине его контрагента является надлежащим способом защиты права заказчика.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Так как законом предусмотрено включение нарушающих свои обязательства по публичным договорам контрагентов в список недобросовестных поставщиков как один из способов защиты права и условием реализации такого способа является расторжение договора в судебном порядке, следовательно, обращение в суд с требованием о признании договора расторгнутым при наличии одностороннего отказа заказчика от исполнения договора по вине его контрагента является надлежащим способом защиты права заказчика.
Статья: Проблемы правового регулирования сделок B2B
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Во-вторых, исполнители лишены потенциальной возможности противодействовать нарушению своих прав. К примеру, соглашение с заказчиком не может быть расторгнуто по инициативе самого поставщика, ведь это действие может быть расценено в качестве злоупотребления правом по отношению к добросовестной стороне. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ФЗ N 44 не содержится список оснований, которые дали бы возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако подобное условие присутствует у покупателя. Если со стороны заказчика поступит подобный отказ, то информация о контрагенте сразу будет передана в Реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой невозможность его дальнейшего участия в тендерной деятельности на протяжении двух лет. Это правило породило увеличение случаев внесения в Реестр исполнителей, основанных на обращениях заказчиков. При этом, по данным статистики, далеко не все жалобы на поставщиков приводили к внесению в указанный реестр из-за необоснованности и отсутствия оснований для реального расторжения договора. Справиться с подобной ситуацией позволит предоставление поставщикам правомочия по защите своих прав, установления четкого перечня обстоятельств одностороннего отказа от сделки, а также предоставление возможности обжалования такого решения контрагентом.
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Во-вторых, исполнители лишены потенциальной возможности противодействовать нарушению своих прав. К примеру, соглашение с заказчиком не может быть расторгнуто по инициативе самого поставщика, ведь это действие может быть расценено в качестве злоупотребления правом по отношению к добросовестной стороне. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ФЗ N 44 не содержится список оснований, которые дали бы возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако подобное условие присутствует у покупателя. Если со стороны заказчика поступит подобный отказ, то информация о контрагенте сразу будет передана в Реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой невозможность его дальнейшего участия в тендерной деятельности на протяжении двух лет. Это правило породило увеличение случаев внесения в Реестр исполнителей, основанных на обращениях заказчиков. При этом, по данным статистики, далеко не все жалобы на поставщиков приводили к внесению в указанный реестр из-за необоснованности и отсутствия оснований для реального расторжения договора. Справиться с подобной ситуацией позволит предоставление поставщикам правомочия по защите своих прав, установления четкого перечня обстоятельств одностороннего отказа от сделки, а также предоставление возможности обжалования такого решения контрагентом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)2. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)2. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, включение в реестр недобросовестных поставщиков признано незаконным. Суды пришли к выводу о том, что исполнитель считается уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе от исполнения контракта только при выполнении заказчиком всех требований, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. В противном случае юридический факт расторжения договора не наступает.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, включение в реестр недобросовестных поставщиков признано незаконным. Суды пришли к выводу о том, что исполнитель считается уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе от исполнения контракта только при выполнении заказчиком всех требований, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. В противном случае юридический факт расторжения договора не наступает.