Официальный сайт суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Официальный сайт суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Судебные извещения в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Недостоверная информация о времени судебного заседания на официальном сайте суда является ненадлежащим извещением лица, участвующего в деле
(КонсультантПлюс, 2025)Недостоверная информация о времени судебного заседания на официальном сайте суда является ненадлежащим извещением лица, участвующего в деле
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу частной жалобы в гражданском процессе по заявлению стороны
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, участвующие в деле, извещаются о восстановлении срока на подачу частной жалобы помимо размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет путем направления документа об этом на бумажном носителе
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, участвующие в деле, извещаются о восстановлении срока на подачу частной жалобы помимо размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет путем направления документа об этом на бумажном носителе
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)2. Порядок создания официальных сайтов, официальных страниц, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом.
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)2. Порядок создания официальных сайтов, официальных страниц, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017
"Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)заявление о компенсации подается в суд в письменной форме и должно быть подписано лицом, подающим заявление, или его представителем, а также оплачено государственной пошлиной (ст. 125 и 252 КАС РФ, ст. 125, 222.3 АПК РФ). Указанное заявление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. В административном исковом заявлении о компенсации, подаваемом потерпевшим или иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, помимо сведений, предусмотренных п. 1, 2, 6 - 11 ч. 2 ст. 252 КАС РФ, должны быть указаны сведения об общей продолжительности уголовного судопроизводства, исчисляемой со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, либо до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, либо до дня прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора (п. 5 ч. 2 ст. 252 КАС РФ) (п. 11);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)заявление о компенсации подается в суд в письменной форме и должно быть подписано лицом, подающим заявление, или его представителем, а также оплачено государственной пошлиной (ст. 125 и 252 КАС РФ, ст. 125, 222.3 АПК РФ). Указанное заявление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. В административном исковом заявлении о компенсации, подаваемом потерпевшим или иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, помимо сведений, предусмотренных п. 1, 2, 6 - 11 ч. 2 ст. 252 КАС РФ, должны быть указаны сведения об общей продолжительности уголовного судопроизводства, исчисляемой со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, либо до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, либо до дня прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора (п. 5 ч. 2 ст. 252 КАС РФ) (п. 11);
Статья: Информационно-аналитическая политика судебных органов (на примере разработки и реализации "Информационно-справочного комплекса" для сайта Конституционного Суда Российской Федерации)
(Антонов А.В., Болдинов Я.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 гг. предусматривает формирование эффективной и устойчивой информационно-образовательной среды судов, в том числе создание на официальных сайтах судов дополнительных страниц, касающихся информационно-образовательной деятельности судов, интернет-страниц, разъясняющих алгоритм действий граждан по вопросам правового характера, связанным с обращением в суд.
(Антонов А.В., Болдинов Я.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 гг. предусматривает формирование эффективной и устойчивой информационно-образовательной среды судов, в том числе создание на официальных сайтах судов дополнительных страниц, касающихся информационно-образовательной деятельности судов, интернет-страниц, разъясняющих алгоритм действий граждан по вопросам правового характера, связанным с обращением в суд.
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Артур Д. Хеллман обращает внимание, что, несмотря на наличие обязанности судей подавать отчеты о раскрытии финансовой информации с 1978 г., долгое время контроль заинтересованных лиц (журналистов, участников процесса) за соблюдением судьями правил об отводе в связи с наличием конфликта интересов (в данном контексте - в связи с личным финансовым интересом) требовал значительных усилий. Отчеты не являлись доступными для кого-либо за пределами судебной системы, судебная конференция США не признавала необходимость их опубликования в открытом доступе в сети Интернет. Хотя в некоторых штатах использовался такой прием: на официальном сайте суда публиковались списки корпораций, частных лиц и т.д. для каждого судьи, дела с участием которых они рассматривать не могут ("Модель Айовы") <40>.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Артур Д. Хеллман обращает внимание, что, несмотря на наличие обязанности судей подавать отчеты о раскрытии финансовой информации с 1978 г., долгое время контроль заинтересованных лиц (журналистов, участников процесса) за соблюдением судьями правил об отводе в связи с наличием конфликта интересов (в данном контексте - в связи с личным финансовым интересом) требовал значительных усилий. Отчеты не являлись доступными для кого-либо за пределами судебной системы, судебная конференция США не признавала необходимость их опубликования в открытом доступе в сети Интернет. Хотя в некоторых штатах использовался такой прием: на официальном сайте суда публиковались списки корпораций, частных лиц и т.д. для каждого судьи, дела с участием которых они рассматривать не могут ("Модель Айовы") <40>.
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Используемые судами общей юрисдикции информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, включая ГАС "Правосудие" <6>, Модуль АМИРС <7>; систему автоматизированного протоколирования; комплекс видео-конференц-связи; официальные сайты судов, не позволяют осуществлять выборку и анализ судебной информации, поиск сведений затруднен ограниченным набором инструментов и критериями поиска, не ориентирован на различных пользователей и задачи. В настоящее время информация о судебных актах и находящихся в производстве делах ориентирована исключительно на участников производства, которым известны наименования сторон и номер дела. А ключевые средства информатизации судов и судебных участков, используемые при производстве по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, представленные информационными системами, обеспечивающими процессуальную деятельность, аккумулируют некоторые сведения о судебном деле, участниках и процессуальных событиях, а также тексты итоговых актов, что может быть положено в основу судебного электронного дела.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Используемые судами общей юрисдикции информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, включая ГАС "Правосудие" <6>, Модуль АМИРС <7>; систему автоматизированного протоколирования; комплекс видео-конференц-связи; официальные сайты судов, не позволяют осуществлять выборку и анализ судебной информации, поиск сведений затруднен ограниченным набором инструментов и критериями поиска, не ориентирован на различных пользователей и задачи. В настоящее время информация о судебных актах и находящихся в производстве делах ориентирована исключительно на участников производства, которым известны наименования сторон и номер дела. А ключевые средства информатизации судов и судебных участков, используемые при производстве по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, представленные информационными системами, обеспечивающими процессуальную деятельность, аккумулируют некоторые сведения о судебном деле, участниках и процессуальных событиях, а также тексты итоговых актов, что может быть положено в основу судебного электронного дела.
Статья: Совершенствование цифровизации арбитражного процесса в России
(Цыганкова О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)<5> Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" (согласно положениям данного Постановления обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети Интернет).
(Цыганкова О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)<5> Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" (согласно положениям данного Постановления обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети Интернет).
Статья: Ознакомление с материалами дела
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)График ознакомления доводится до сведения посетителей суда путем размещения его на информационных стендах и на официальных сайтах судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)График ознакомления доводится до сведения посетителей суда путем размещения его на информационных стендах и на официальных сайтах судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Информация: Верховный Суд России предложил перевести дела о клевете в частно-публичное обвинение
("Официальный сайт Верховного суда РФ", 2024)"Официальный сайт Верховного суда РФ http://www.vsrf.ru", 2024
("Официальный сайт Верховного суда РФ", 2024)"Официальный сайт Верховного суда РФ http://www.vsrf.ru", 2024
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Не должно быть у судьи и ложно понятого взаимодействия с органами власти. Статья 18 Кодекса этики определяет правила общения с органами власти, предостерегая от действий, способных вызвать сомнения в независимости и беспристрастности судьи, а тем более позволить воздействовать на него со стороны каких-либо должностных лиц. Но в практике случается, что председатели судов, якобы в целях взаимодействия, по собственной инициативе информируют главу региона о каких-либо делах. Информация о внепроцессуальном обращении должна быть доведена до сведения участников судебного разбирательства путем размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Дополнительное информирование участников процесса в ходе судебного разбирательства закон не предусматривает.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Не должно быть у судьи и ложно понятого взаимодействия с органами власти. Статья 18 Кодекса этики определяет правила общения с органами власти, предостерегая от действий, способных вызвать сомнения в независимости и беспристрастности судьи, а тем более позволить воздействовать на него со стороны каких-либо должностных лиц. Но в практике случается, что председатели судов, якобы в целях взаимодействия, по собственной инициативе информируют главу региона о каких-либо делах. Информация о внепроцессуальном обращении должна быть доведена до сведения участников судебного разбирательства путем размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Дополнительное информирование участников процесса в ходе судебного разбирательства закон не предусматривает.
Статья: Пределы судебной защиты в рамках консультативной юрисдикции Суда Евразийского экономического союза
(Кадышева О.В.)
("Закон", 2025, N 4)<62> Консультативные заключения Большой коллегии от 04.04.2017 по делу Р-1/17, от 10.07.2018 по делу Р-1/18, от 07.12.2018 по делу Р-3/18, от 18.06.2019 по делу Р-1/19, от 31.10.2019 по делу Р-3/19, от 11.07.2023 по делу Р-3/23 // Официальный сайт Суда ЕАЭС. URL: https://courteurasian.org/court_cases/ (дата обращения: 07.02.2025).
(Кадышева О.В.)
("Закон", 2025, N 4)<62> Консультативные заключения Большой коллегии от 04.04.2017 по делу Р-1/17, от 10.07.2018 по делу Р-1/18, от 07.12.2018 по делу Р-3/18, от 18.06.2019 по делу Р-1/19, от 31.10.2019 по делу Р-3/19, от 11.07.2023 по делу Р-3/23 // Официальный сайт Суда ЕАЭС. URL: https://courteurasian.org/court_cases/ (дата обращения: 07.02.2025).
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В то же время практика обращения омбудсмена в КС гораздо обширнее. По данным официального сайта Суда, по состоянию на 31 декабря 2024 года тот принял девять постановлений и 41 определение по обращениям Уполномоченного. Проведенный нами анализ этих актов показывает, что в 36 случаях омбудсмен инициировал нормоконтроль в интересах конкретных граждан (в 36 раз чаще, чем Генеральный прокурор), и еще в 14 - разъяснение решений КС (в 3,5 раза чаще, чем Генеральный прокурор).
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В то же время практика обращения омбудсмена в КС гораздо обширнее. По данным официального сайта Суда, по состоянию на 31 декабря 2024 года тот принял девять постановлений и 41 определение по обращениям Уполномоченного. Проведенный нами анализ этих актов показывает, что в 36 случаях омбудсмен инициировал нормоконтроль в интересах конкретных граждан (в 36 раз чаще, чем Генеральный прокурор), и еще в 14 - разъяснение решений КС (в 3,5 раза чаще, чем Генеральный прокурор).