Оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.12.2024 N 88А-25290/2024 (УИД 55RS0007-01-2024-002362-28)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия по непостановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, о возложении обязанности совершить действия.
Обстоятельства: В ходе проверки установлен факт непринятия ответчиком мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества инженерных коммуникаций более 288 бесхозяйных объектов электроснабжения.
Решение: Удовлетворено.Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Кировского административного округа г. Омска в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество выявлены факты непринятия департаментом имущественных отношений Администрации г Омска мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - сетей электроснабжения, поименованных в административном иске.
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия по непостановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, о возложении обязанности совершить действия.
Обстоятельства: В ходе проверки установлен факт непринятия ответчиком мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества инженерных коммуникаций более 288 бесхозяйных объектов электроснабжения.
Решение: Удовлетворено.Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Кировского административного округа г. Омска в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество выявлены факты непринятия департаментом имущественных отношений Администрации г Омска мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - сетей электроснабжения, поименованных в административном иске.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.07.2024 по делу N 33-11694/2024 (УИД 66RS0009-01-2023-001791-83)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании принять меры к регистрации бесхозяйных объектов.
Обстоятельства: Прокурор указал на необходимость постановки на учет электрических сетей. Не подтверждено, что участок кабеля между подстанциями может быть признан самостоятельной недвижимой вещью и принят в этом качестве на кадастровый учет.
Решение: Отказано.При этом возложение на орган местного самоуправления обязанности поставить на учет в регистрирующем органе бесхозяйную недвижимую вещь (при наличии к тому оснований) само по себе не влечет за собой обязанность муниципального образования принять это имущество в собственность, поскольку оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2020 N АПЛ20-114).
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании принять меры к регистрации бесхозяйных объектов.
Обстоятельства: Прокурор указал на необходимость постановки на учет электрических сетей. Не подтверждено, что участок кабеля между подстанциями может быть признан самостоятельной недвижимой вещью и принят в этом качестве на кадастровый учет.
Решение: Отказано.При этом возложение на орган местного самоуправления обязанности поставить на учет в регистрирующем органе бесхозяйную недвижимую вещь (при наличии к тому оснований) само по себе не влечет за собой обязанность муниципального образования принять это имущество в собственность, поскольку оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2020 N АПЛ20-114).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обратить бесхозяйную движимую вещь в государственную (муниципальную) собственность
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как оформить бесхозяйное движимое имущество в муниципальную собственность без обращения в суд
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как оформить бесхозяйное движимое имущество в муниципальную собственность без обращения в суд
Статья: Признание права государственной и муниципальной собственности на выморочное имущество
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Последовательность действий органов местного самоуправления при оформлении и учете выморочного имущества может быть дополнительно регламентирована нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования (например, Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.12.2017 N 39/73 "Об утверждении Положения "О приеме в собственность муниципального образования "г. Екатеринбург" выморочного имущества", Постановление Администрации г. Барнаула от 23.08.2017 N 1763 "Об утверждении Порядка оформления права муниципальной собственности на выморочное имущество", Постановление администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 16.11.2021 N 1244 "Об утверждении Положения о порядке выявления, учета и оформления в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого и выморочного имущества"), но в любом случае подчинена указанному выше общему нормативному порядку.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Последовательность действий органов местного самоуправления при оформлении и учете выморочного имущества может быть дополнительно регламентирована нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования (например, Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.12.2017 N 39/73 "Об утверждении Положения "О приеме в собственность муниципального образования "г. Екатеринбург" выморочного имущества", Постановление Администрации г. Барнаула от 23.08.2017 N 1763 "Об утверждении Порядка оформления права муниципальной собственности на выморочное имущество", Постановление администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 16.11.2021 N 1244 "Об утверждении Положения о порядке выявления, учета и оформления в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого и выморочного имущества"), но в любом случае подчинена указанному выше общему нормативному порядку.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р
(ред. от 13.01.2017)
<Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года>создание условий для упрощения процедуры оформления в муниципальную собственность объектов движимого и недвижимого имущества, включая бесхозяйные;
(ред. от 13.01.2017)
<Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года>создание условий для упрощения процедуры оформления в муниципальную собственность объектов движимого и недвижимого имущества, включая бесхозяйные;
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.06.2020 N АПЛ20-114
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N АКПИ19-995, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931>Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N АКПИ19-995, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931>Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.