Оформление самозахвата
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление самозахвата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16 "Обязательность судебных актов" КАС РФ"Также, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что согласно заключению кадастрового инженера ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ площадь наложения (пересечения) капитального забора и хозяйственной постройки с границей земельного участка Ш.Е.В. составляет 5 кв. м, следовательно, не превышает рассчитанную погрешность земельных участков в 27 кв. м, и 29 кв. м, и является допустимым, судебная коллегия указала, что расположение кирпичного забора в пределах земельного участка Ш.Е.В. фактически установлено в рамках административного дела N 2а-1739/2021, рассмотренного Первомайским районным судом г. Омска, решением которого признано законным предписание Управления Росреестра по Омской области N от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Х. и содержащее требование об устранении нарушения земельного законодательства Российской Федерации путем оформления правоустанавливающих документов на самовольно занятую часть земельного участка с кадастровым N либо демонтаже расположенного на нем забора и стены хозяйственной постройки. Оспаривая содержащиеся в решении выводы, основываясь на заключении кадастрового инженера ФИО11, ответчик, по сути, выражает несогласие со вступившим в законную силу судебным актом, обязательность которого следует из положений пункта 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что не является правомерным."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Пользование земельным участком без договора
(КонсультантПлюс, 2025)...в результате планового (рейдового) осмотра сотрудник КУМИ... составил акт... в котором зафиксировал, что в границах земельного участка, государственная собственность на который не разграничена... производится складирование керамического кирпича производства АО... без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на земельный участок...
(КонсультантПлюс, 2025)...в результате планового (рейдового) осмотра сотрудник КУМИ... составил акт... в котором зафиксировал, что в границах земельного участка, государственная собственность на который не разграничена... производится складирование керамического кирпича производства АО... без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на земельный участок...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приобретение права собственности на земельные участки по давности владения
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Ключевые слова: приобретение права собственности на земельные участки, приобретательная давность, владение земельным участком, добросовестный владелец, добросовестный приобретатель, бесхозяйное имущество, выморочное имущество, отказ собственника от имущества, неправильно оформленная сделка, самозахват земельного участка, реформа вещного права.
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Ключевые слова: приобретение права собственности на земельные участки, приобретательная давность, владение земельным участком, добросовестный владелец, добросовестный приобретатель, бесхозяйное имущество, выморочное имущество, отказ собственника от имущества, неправильно оформленная сделка, самозахват земельного участка, реформа вещного права.
Путеводитель по судебной практике. Аренда зданий и сооруженийСогласно ст. 7.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) за самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю взимается административный штраф.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"1. Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"1. Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
"Руководство по соблюдению гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в том числе относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, при использовании земельных участков обязательных требований, надзор за соблюдением которых осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии"
(утв. Росреестром)Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками, либо, в случае самовольного занятия земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, подлежат оформлению в собственность или в аренду лицом, занявшим соответствующий земельный участок.
(утв. Росреестром)Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками, либо, в случае самовольного занятия земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, подлежат оформлению в собственность или в аренду лицом, занявшим соответствующий земельный участок.
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Так, вследствие неопределенности законодательства относительно соотношения наличия решения общего собрания и волеизъявления отсутствующего на нем собственника невостребованной земельной доли возникает дилемма: если решение общего собрания выражает мнение собственника невостребованной земельной доли, то отсутствуют основания для признания доли, которой распорядился собственник, невостребованной. В противном случае использование будет осуществляться при отсутствии волеизъявления собственника, а значит, часть участка, соответствующая общей площади невостребованных земельных долей, может быть признана самовольно занятой. Согласие органа местного самоуправления, в том числе оформленное в виде соглашения, не предусмотрено законодательством и не выражает мнение собственника невостребованной земельной доли, поэтому в качестве надлежащего основания для использования земельного участка рассматриваться не может.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Так, вследствие неопределенности законодательства относительно соотношения наличия решения общего собрания и волеизъявления отсутствующего на нем собственника невостребованной земельной доли возникает дилемма: если решение общего собрания выражает мнение собственника невостребованной земельной доли, то отсутствуют основания для признания доли, которой распорядился собственник, невостребованной. В противном случае использование будет осуществляться при отсутствии волеизъявления собственника, а значит, часть участка, соответствующая общей площади невостребованных земельных долей, может быть признана самовольно занятой. Согласие органа местного самоуправления, в том числе оформленное в виде соглашения, не предусмотрено законодательством и не выражает мнение собственника невостребованной земельной доли, поэтому в качестве надлежащего основания для использования земельного участка рассматриваться не может.
Путеводитель по судебной практике: Аренда зданий и сооружений.
Можно ли привлечь к административной ответственности арендатора здания (сооружения) за пользование земельным участком без правоустанавливающих документов
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: по вопросу о возможности привлечения к ответственности арендатора здания (сооружения) или помещения в здании, не заключившего договор аренды земельного участка, на котором находится это здание (сооружение), по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю существует две позиции судов.
Можно ли привлечь к административной ответственности арендатора здания (сооружения) за пользование земельным участком без правоустанавливающих документов
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: по вопросу о возможности привлечения к ответственности арендатора здания (сооружения) или помещения в здании, не заключившего договор аренды земельного участка, на котором находится это здание (сооружение), по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю существует две позиции судов.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Государственная регистрация договора водопользования важна не только для установления факта его заключенности. При отсутствии надлежащим образом оформленного договора водопользования может наступить административная ответственность на основании ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Государственная регистрация договора водопользования важна не только для установления факта его заключенности. При отсутствии надлежащим образом оформленного договора водопользования может наступить административная ответственность на основании ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью <1>.
Статья: Актуальные вопросы противодействия мошенническим схемам при купле-продаже земельных участков
(Артемьев А.А., Демичева М.Ю., Лепехин И.А., Матвеева А.А.)
("Нотариус", 2021, N 5)Некоторые "предприимчивые" садоводы позволяют себе захватывать части соседних земельных участков. Такие ситуации происходят, когда дачи соседей остаются без присмотра и забрасываются на долгие десятилетия. Однако в случае, когда оформление земельного участка законным хозяином проходило без определения границ и координат поворотных точек земельного участка, то его сосед может самовольно захватить часть земель при последующем межевании.
(Артемьев А.А., Демичева М.Ю., Лепехин И.А., Матвеева А.А.)
("Нотариус", 2021, N 5)Некоторые "предприимчивые" садоводы позволяют себе захватывать части соседних земельных участков. Такие ситуации происходят, когда дачи соседей остаются без присмотра и забрасываются на долгие десятилетия. Однако в случае, когда оформление земельного участка законным хозяином проходило без определения границ и координат поворотных точек земельного участка, то его сосед может самовольно захватить часть земель при последующем межевании.
Статья: Спор о признании права собственности на объекты недвижимости в силу приобретательной давности (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- самовольное использование имущества, в том числе самовольное занятие земельного участка без оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 10.12.2018 по делу N 33-54402/2018, от 20.08.2018 по делу N 33-35864/2018);
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- самовольное использование имущества, в том числе самовольное занятие земельного участка без оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 10.12.2018 по делу N 33-54402/2018, от 20.08.2018 по делу N 33-35864/2018);
Статья: О взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отсутствие правовых оснований
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Подобное фактическое землепользование возникает, например, при самовольном захвате земельного участка и его использовании без правовых оснований либо при использовании земельного участка без оформления арендных отношений собственником здания или сооружения, расположенных на нем <3>.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Подобное фактическое землепользование возникает, например, при самовольном захвате земельного участка и его использовании без правовых оснований либо при использовании земельного участка без оформления арендных отношений собственником здания или сооружения, расположенных на нем <3>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем на практике встречаются примеры, когда суды делают выводы об отсутствии обстоятельств крайней необходимости и о том, что для использования чужого земельного участка необходимо оформлять права в соответствии с действующим законодательством. Так, согласно материалам судебного дела (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2019 г. N 11АП-19837/19) акционерное общество (далее - АО) - правообладатель линейного объекта, обосновывая необходимость самовольного занятия земельного участка, указывало на крайнюю необходимость в связи с угрозой аварийной ситуации на скважине нефтепровода и экологические риски; АО ссылалось на Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", предписывающее проводить безотлагательно необходимые работы по предотвращению опасности их последствий в связи с разливом нефти. По мнению АО, необходимость использования чужого земельного участка обусловлена не только требованиями указанного Постановления Правительства РФ, но и охраняемым ст. 42 Конституции РФ правом граждан на благоприятную окружающую среду, из которого вытекает обязанность осуществлять срочные меры по воспрепятствованию рискам, угрожающим интересам населения. Однако суд не согласился с такой квалификацией спорного правоотношения и не усмотрел в аварийной ситуации непредотвратимых чрезвычайных и иных непреодолимых обстоятельств, свидетельствующих о крайней необходимости, и указал, что АО имело достаточно времени для соблюдения положений законодательства и получения разрешения на использование участка. В результате суд пришел к выводу о наличии в действиях АО состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем на практике встречаются примеры, когда суды делают выводы об отсутствии обстоятельств крайней необходимости и о том, что для использования чужого земельного участка необходимо оформлять права в соответствии с действующим законодательством. Так, согласно материалам судебного дела (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2019 г. N 11АП-19837/19) акционерное общество (далее - АО) - правообладатель линейного объекта, обосновывая необходимость самовольного занятия земельного участка, указывало на крайнюю необходимость в связи с угрозой аварийной ситуации на скважине нефтепровода и экологические риски; АО ссылалось на Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", предписывающее проводить безотлагательно необходимые работы по предотвращению опасности их последствий в связи с разливом нефти. По мнению АО, необходимость использования чужого земельного участка обусловлена не только требованиями указанного Постановления Правительства РФ, но и охраняемым ст. 42 Конституции РФ правом граждан на благоприятную окружающую среду, из которого вытекает обязанность осуществлять срочные меры по воспрепятствованию рискам, угрожающим интересам населения. Однако суд не согласился с такой квалификацией спорного правоотношения и не усмотрел в аварийной ситуации непредотвратимых чрезвычайных и иных непреодолимых обстоятельств, свидетельствующих о крайней необходимости, и указал, что АО имело достаточно времени для соблюдения положений законодательства и получения разрешения на использование участка. В результате суд пришел к выводу о наличии в действиях АО состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з предусматривает ответственность должностных лиц за противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды (ст. 4.6); за нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (ст. 5.7).
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з предусматривает ответственность должностных лиц за противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды (ст. 4.6); за нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (ст. 5.7).