Ограничение ответственности перевозчика

Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничение ответственности перевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"2.2.6. Условия договора перевозки пассажиров и багажа автотранспортом об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика ничтожны, если иное прямо не следует из положений Устава автомобильного транспорта (позиция ВС РФ) >>>

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Неустойка как мера ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)
Подход доктрины и практики в этом вопросе еще сравнительно недавно был единодушным: ответственность перевозчика за нарушения обязательств по перевозке грузов "всегда носит ограниченный характер, будучи установленной в форме возмещения только прямого ущерба... либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК" <5>. В пользу ограничения ответственности перевозчика высказывалась Т.Е. Абова, отмечая, что "за невыполнение обязательства, возникшего из принятой перевозчиком заявки, установлена ответственность как перевозчика, так и отправителя, выражающаяся, как и прежде, в штрафах, носящих характер исключительной неустойки, т.е. исключающей возможность взыскания убытков сверх неустойки (ст. 94 УЖТ)" <6>. Е.В. Шестакова также утверждает, что штраф за просрочку доставки груза носит характер исключительной неустойки <7>. Справедливость ограничения ответственности перевозчика как субъекта, осуществляющего высокорисковый вид деятельности, размером исключительной неустойки была проверена и подтверждена Конституционным Судом РФ в 2006 году <8>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)
Положения абз. 1 п. 3 комментируемой статьи и п. 2 ст. 7 комментируемого Закона закреплены аналогично п. 1 ст. 170 "Ограничение ответственности перевозчика" КТМ РФ, согласно которому в случае, если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика за утрату или повреждение принятого для перевозки груза не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или другую единицу отгрузки либо две расчетные единицы за один килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше.

Нормативные акты

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)
Статья 114. Любые соглашения перевозчика с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) или пассажирами, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) или пассажиров, считаются недействительными, если иное не предусмотрено настоящим Уставом, а любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные настоящим Уставом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не имеют силы.