Ограничение родительских прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничение родительских прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 73. Ограничение родительских прав
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 73. Ограничение родительских прав
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Ограничение и лишение родительских прав
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Ограничение и лишение родительских прав
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим документом является Положение о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. N 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" <96>. Согласно п. 35 названного Положения ООиП размещают на единой цифровой платформе сведения, предусмотренные разделом 8 состава информации, в целях формирования банка данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия акта ООиП о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя или следующего за днем получения ООиП копии решения суда о лишении или об ограничении родительских прав в случае, если истцом является один из родителей.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим документом является Положение о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. N 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" <96>. Согласно п. 35 названного Положения ООиП размещают на единой цифровой платформе сведения, предусмотренные разделом 8 состава информации, в целях формирования банка данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия акта ООиП о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя или следующего за днем получения ООиП копии решения суда о лишении или об ограничении родительских прав в случае, если истцом является один из родителей.
Ситуация: Как подать исковое заявление о взыскании алиментов на ребенка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В зависимости от обстоятельств дела помимо основного требования о взыскании алиментов в иске можно заявить дополнительные требования, в частности, об установлении отцовства, о лишении или об ограничении родительских прав. При наличии соглашения об уплате алиментов в исковом заявлении обязательно должно быть требование о расторжении данного соглашения или признании его недействительным (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 56).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В зависимости от обстоятельств дела помимо основного требования о взыскании алиментов в иске можно заявить дополнительные требования, в частности, об установлении отцовства, о лишении или об ограничении родительских прав. При наличии соглашения об уплате алиментов в исковом заявлении обязательно должно быть требование о расторжении данного соглашения или признании его недействительным (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 56).
Ситуация: Кого можно отнести к детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети, оставшиеся без попечения родителей, как и дети-сироты, являются несовершеннолетними, однако лишены родительского попечения по иным причинам, например в связи с лишением или ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, а также если единственный родитель или оба родителя ребенка неизвестны (абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона N 159-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети, оставшиеся без попечения родителей, как и дети-сироты, являются несовершеннолетними, однако лишены родительского попечения по иным причинам, например в связи с лишением или ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, а также если единственный родитель или оба родителя ребенка неизвестны (абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона N 159-ФЗ).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Справка не представляется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя (опекуна, попечителя), признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания его в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей (опекунов, попечителей) уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Справка не представляется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя (опекуна, попечителя), признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания его в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей (опекунов, попечителей) уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.
Ситуация: Кто имеет право на материнский капитал?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей);
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)10. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей от 19 октября 1996 г. - The Convention of 19 October 1996 on Jurisdiction, Applicable Law, Recognition, Enforcement and Co-operation in respect of Parental Responsibility and Measures for the Protection of Children (HCCH 1996 Child Protection Convention) <1> - многосторонний договор, охватывающий широкий спектр мер как частного, так и публичного характера, целью которых является защита личных и имущественных прав ребенка в трансграничных ситуациях. В частности, регулируются вопросы, связанные с исполнением, прекращением, лишением, ограничением родительских прав, установлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних, определением места их жительства, возможности их временного проживания в ином месте, межгосударственного сотрудничества в данной сфере, а также обеспечения признания решений компетентных органов в договаривающихся государствах.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)10. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей от 19 октября 1996 г. - The Convention of 19 October 1996 on Jurisdiction, Applicable Law, Recognition, Enforcement and Co-operation in respect of Parental Responsibility and Measures for the Protection of Children (HCCH 1996 Child Protection Convention) <1> - многосторонний договор, охватывающий широкий спектр мер как частного, так и публичного характера, целью которых является защита личных и имущественных прав ребенка в трансграничных ситуациях. В частности, регулируются вопросы, связанные с исполнением, прекращением, лишением, ограничением родительских прав, установлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних, определением места их жительства, возможности их временного проживания в ином месте, межгосударственного сотрудничества в данной сфере, а также обеспечения признания решений компетентных органов в договаривающихся государствах.
Статья: Родительские права на определение места жительства ребенка и порядка общения с ним: проблемы теории и практики
(Зыков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В целом, рассматривая участие данных органов, можно отметить, что в их заключениях нередко личные оценки сотрудников подменяют изучение обстоятельств семейного спора. Вызывает удивление, когда органы опеки и попечительства по месту жительства матери ребенка предлагают определить место жительства с ней в ситуации, когда ребенок был ранее оставлен отцу и не помнит родной матери, называя мамой мачеху <27>, или уклоняются от заключения, когда дети, оставленные неработающей, без определенного места жительства матерью, проживают с отцом <28>, - очевидна или некомпетентность, или гендерные стереотипы (в подавляющем большинстве дел они поддерживают позицию матери ребенка). Суды, как правило, поддерживают позицию данных органов, мотивируют их заключениями выносимые решения. Совсем иное отношение судей к экспертизам, которые проводятся, как правило, на несопоставимо более высоком профессиональном уровне. Так, в одном из решений (ребенок хотел проживать с отцом и проживал с ним на момент спора) по поводу заключения эксперта, в котором было выявлено негативное отношение к матери и положительное отношение к отцу, было сказано, что оно "не дает оснований суду полагать, что проживание <...> с матерью невозможно" <29>. При этом не было сформулировано никаких претензий к заключению эксперта, не говоря о проведении экспертиз повторной либо дополнительной. Более того, оно не противоречило позиции органа опеки и попечительства по месту жительства отца ребенка, который (уклонившись и от явки, и от заключения по существу, что часто встречается по делам, где имеются основания определить место жительства с отцом) указал в акте обследования и на позицию ребенка, и на надлежащие условия проживания и воспитания. По делу, на которое была дана ссылка в предшествующем абзаце, суд оставил ребенка с матерью, несмотря на факт ее привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (как мы понимаем, отец при таком "послужном списке", вероятно, получил бы не ребенка, а ограничение родительских прав).
(Зыков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В целом, рассматривая участие данных органов, можно отметить, что в их заключениях нередко личные оценки сотрудников подменяют изучение обстоятельств семейного спора. Вызывает удивление, когда органы опеки и попечительства по месту жительства матери ребенка предлагают определить место жительства с ней в ситуации, когда ребенок был ранее оставлен отцу и не помнит родной матери, называя мамой мачеху <27>, или уклоняются от заключения, когда дети, оставленные неработающей, без определенного места жительства матерью, проживают с отцом <28>, - очевидна или некомпетентность, или гендерные стереотипы (в подавляющем большинстве дел они поддерживают позицию матери ребенка). Суды, как правило, поддерживают позицию данных органов, мотивируют их заключениями выносимые решения. Совсем иное отношение судей к экспертизам, которые проводятся, как правило, на несопоставимо более высоком профессиональном уровне. Так, в одном из решений (ребенок хотел проживать с отцом и проживал с ним на момент спора) по поводу заключения эксперта, в котором было выявлено негативное отношение к матери и положительное отношение к отцу, было сказано, что оно "не дает оснований суду полагать, что проживание <...> с матерью невозможно" <29>. При этом не было сформулировано никаких претензий к заключению эксперта, не говоря о проведении экспертиз повторной либо дополнительной. Более того, оно не противоречило позиции органа опеки и попечительства по месту жительства отца ребенка, который (уклонившись и от явки, и от заключения по существу, что часто встречается по делам, где имеются основания определить место жительства с отцом) указал в акте обследования и на позицию ребенка, и на надлежащие условия проживания и воспитания. По делу, на которое была дана ссылка в предшествующем абзаце, суд оставил ребенка с матерью, несмотря на факт ее привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (как мы понимаем, отец при таком "послужном списке", вероятно, получил бы не ребенка, а ограничение родительских прав).
Статья: К вопросу о противоправности и вине в семейном праве
(Чефранова Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Процитированное утверждение как нельзя более справедливо для области семейных отношений, поскольку отношения, складывающиеся между членами семьи вообще, а неимущественные отношения в особенности, с трудом поддаются нормативно-правовому регулированию. Так, например, воспитание ребенка в семье - сложный и многогранный процесс межличностного взаимодействия родителей и детей, направленный на формирование гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, его социальную адаптацию. Регламентация с помощью правовых средств социально одобряемых приемов и методов воспитания, а также способов и форм осуществления родительских прав не только недостижима, но и избыточна в принципе. Исходя из приоритета обеспечения интересов детей, закон очерчивает лишь внешние границы дозволенного поведения родителей, закрепляя основополагающее положение: родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Под угрозой привлечения к ответственности закон запрещает родителям причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. В соответствии с законом способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (ст. 65 Семейного кодекса РФ, далее - СК РФ). В каждом конкретном случае разрешения споров, связанных с лишением или ограничением родительских прав (ст. 69 СК РФ), отменой усыновления (п. 1 ст. 141 СК РФ) или отстранением опекуна (попечителя) (п. 3 ст. 39 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ; п. 5 ст. 29 ФЗ "Об опеке и попечительстве") <11>, поведение лица, привлекаемого к семейно-правовой ответственности, подлежит оценке с точки зрения их правомерности или, напротив, противоправности. Сделать вывод о том, являлось ли поведение правомерным, или же лицо, привлекаемое к ответственности, вышло за установленные законом рамки дозволенного поведения, опираясь исключительно на содержание нормы права, порой невозможно без обращения к принятым в обществе нормам морали, нравственности, общепринятым правилам поведения в социуме. Только сопоставление поведения привлекаемых к ответственности родителя (усыновителя, опекуна) на соответствие общепринятым стандартам поведения добросовестного и ответственного родителя (усыновителя, опекуна), а также проверка применяемых родителями (лицами, их заменяющими) методов воздействия на ребенка на соответствие надлежащим, социально одобряемым приемам и методам воспитания детей позволяют отграничить отдельные промахи и ошибки в воспитании от жестоких и унижающих человеческое достоинство способов воспитания, особенно когда речь заходит об эмоциональном (психологическом) давлении, моральной жестокости <12>, которая выражается в пренебрежении запросами, нуждами и потребностями, а иногда и физическими возможностями ребенка. Случается, что благополучие ребенка, его психическое и физическое здоровье ставятся под угрозу в угоду достижению поставленных родителями целей, таких как высокие спортивные результаты, победа в олимпиадах, конкурсах и иных состязаниях. В таких случаях необходимо отграничивать допустимые методы воспитания, которые могут быть охарактеризованы как строгие или же новаторские <13>, от грубых и жестоких, причиняющих вред физическому и психическому здоровью детей. Следовательно, в случаях привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к семейно-правовой ответственности за нарушение прав и интересов ребенка отграничение правомерного поведения от противоправного возможно на основе уяснения содержания норм объективного права в сочетании с правилами морали и нравственности, общепринятыми нормами поведения в семье и обществе, которые в совокупности и служат мерилом (стандартом) правомерного поведения в семье. Противоправность действия (бездействия) как необходимое условие наступления семейно-правовой ответственности подлежит доказыванию в судебном процессе, а в соответствующих случаях - в административном порядке <14>.
(Чефранова Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Процитированное утверждение как нельзя более справедливо для области семейных отношений, поскольку отношения, складывающиеся между членами семьи вообще, а неимущественные отношения в особенности, с трудом поддаются нормативно-правовому регулированию. Так, например, воспитание ребенка в семье - сложный и многогранный процесс межличностного взаимодействия родителей и детей, направленный на формирование гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, его социальную адаптацию. Регламентация с помощью правовых средств социально одобряемых приемов и методов воспитания, а также способов и форм осуществления родительских прав не только недостижима, но и избыточна в принципе. Исходя из приоритета обеспечения интересов детей, закон очерчивает лишь внешние границы дозволенного поведения родителей, закрепляя основополагающее положение: родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Под угрозой привлечения к ответственности закон запрещает родителям причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. В соответствии с законом способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (ст. 65 Семейного кодекса РФ, далее - СК РФ). В каждом конкретном случае разрешения споров, связанных с лишением или ограничением родительских прав (ст. 69 СК РФ), отменой усыновления (п. 1 ст. 141 СК РФ) или отстранением опекуна (попечителя) (п. 3 ст. 39 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ; п. 5 ст. 29 ФЗ "Об опеке и попечительстве") <11>, поведение лица, привлекаемого к семейно-правовой ответственности, подлежит оценке с точки зрения их правомерности или, напротив, противоправности. Сделать вывод о том, являлось ли поведение правомерным, или же лицо, привлекаемое к ответственности, вышло за установленные законом рамки дозволенного поведения, опираясь исключительно на содержание нормы права, порой невозможно без обращения к принятым в обществе нормам морали, нравственности, общепринятым правилам поведения в социуме. Только сопоставление поведения привлекаемых к ответственности родителя (усыновителя, опекуна) на соответствие общепринятым стандартам поведения добросовестного и ответственного родителя (усыновителя, опекуна), а также проверка применяемых родителями (лицами, их заменяющими) методов воздействия на ребенка на соответствие надлежащим, социально одобряемым приемам и методам воспитания детей позволяют отграничить отдельные промахи и ошибки в воспитании от жестоких и унижающих человеческое достоинство способов воспитания, особенно когда речь заходит об эмоциональном (психологическом) давлении, моральной жестокости <12>, которая выражается в пренебрежении запросами, нуждами и потребностями, а иногда и физическими возможностями ребенка. Случается, что благополучие ребенка, его психическое и физическое здоровье ставятся под угрозу в угоду достижению поставленных родителями целей, таких как высокие спортивные результаты, победа в олимпиадах, конкурсах и иных состязаниях. В таких случаях необходимо отграничивать допустимые методы воспитания, которые могут быть охарактеризованы как строгие или же новаторские <13>, от грубых и жестоких, причиняющих вред физическому и психическому здоровью детей. Следовательно, в случаях привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к семейно-правовой ответственности за нарушение прав и интересов ребенка отграничение правомерного поведения от противоправного возможно на основе уяснения содержания норм объективного права в сочетании с правилами морали и нравственности, общепринятыми нормами поведения в семье и обществе, которые в совокупности и служат мерилом (стандартом) правомерного поведения в семье. Противоправность действия (бездействия) как необходимое условие наступления семейно-правовой ответственности подлежит доказыванию в судебном процессе, а в соответствующих случаях - в административном порядке <14>.