Ограничения при приеме на госслужбу
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения при приеме на госслужбу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Есть ли особенности приема на работу граждан РФ с двойным (множественным) гражданством
(КонсультантПлюс, 2025)Прием на работу граждан РФ с двойным (множественным) гражданством в целом такой же, как обычных россиян. В рамках закона такие граждане не являются иностранцами. Поэтому, в частности, для работы в РФ им не нужны разрешение на работу или патент. Но есть и особенности. В частности, есть ограничения при приеме на ряд должностей, например на госслужбу, при допуске к гостайне. Или, к примеру, по документальному оформлению приема на работу, в частности по ведению трудовой книжки, оформленной в иностранном государстве, соблюдению требований к документам об образовании и (или) о квалификации, выданным в иностранном государстве.
(КонсультантПлюс, 2025)Прием на работу граждан РФ с двойным (множественным) гражданством в целом такой же, как обычных россиян. В рамках закона такие граждане не являются иностранцами. Поэтому, в частности, для работы в РФ им не нужны разрешение на работу или патент. Но есть и особенности. В частности, есть ограничения при приеме на ряд должностей, например на госслужбу, при допуске к гостайне. Или, к примеру, по документальному оформлению приема на работу, в частности по ведению трудовой книжки, оформленной в иностранном государстве, соблюдению требований к документам об образовании и (или) о квалификации, выданным в иностранном государстве.
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу работника, подлежащего воинскому учету
(КонсультантПлюс, 2025)Указанную справку выдают в соответствии с заключением призывной комиссии гражданам РФ, которые пребывают в запасе, но не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Наличие такой справки у гражданина является ограничением для поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу. Если у вас коммерческая организация, порядок приема на работу кандидата со справкой взамен военного билета такой же, как изложен в настоящем материале. В рассматриваемом случае справка является документом воинского учета, на основании которой заполняются учетные документы. Это следует, в частности, из абз. 4 п. 5.1 ст. 8, абз. 1, 2 п. 1.1 ст. 28, п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, п. 11 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, пп. "б" п. 28, абз. 1, 2 п. 48 Положения о воинском учете, пп. 2 п. 8, п. 31, пп. 2 п. 32 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700.
(КонсультантПлюс, 2025)Указанную справку выдают в соответствии с заключением призывной комиссии гражданам РФ, которые пребывают в запасе, но не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Наличие такой справки у гражданина является ограничением для поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу. Если у вас коммерческая организация, порядок приема на работу кандидата со справкой взамен военного билета такой же, как изложен в настоящем материале. В рассматриваемом случае справка является документом воинского учета, на основании которой заполняются учетные документы. Это следует, в частности, из абз. 4 п. 5.1 ст. 8, абз. 1, 2 п. 1.1 ст. 28, п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, п. 11 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, пп. "б" п. 28, абз. 1, 2 п. 48 Положения о воинском учете, пп. 2 п. 8, п. 31, пп. 2 п. 32 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, устанавливаются федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, устанавливаются федеральными законами.
"Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)По другому делу председатель верховного суда республики указал, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в этом случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения одного из принципов реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, о распространении ограничений, запретов и обязанностей в целях предупреждения коррупции на граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, а также на принимающих на работу бывших государственных и муниципальных служащих работодателей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)По другому делу председатель верховного суда республики указал, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в этом случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения одного из принципов реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, о распространении ограничений, запретов и обязанностей в целях предупреждения коррупции на граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, а также на принимающих на работу бывших государственных и муниципальных служащих работодателей.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) процедурные нормы, определяющие правила реализации административных прав (полномочий), обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, применения мер административного ограничения и принуждения посредством совершения действий, требующего соблюдения определенной логико-юридической и временной последовательности и официально-документального оформления (процедуры), без возбуждения и разрешения отдельного административного дела, например принятия гражданина на государственную службу, оказание государственной услуги по выдаче лицу запрашиваемой им справки, по государственной регистрации его по месту жительства, подача гражданином определенных сведений в компетентный административно-публичный орган, применение сотрудником полиции специальных средств в отношении правонарушителя.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) процедурные нормы, определяющие правила реализации административных прав (полномочий), обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, применения мер административного ограничения и принуждения посредством совершения действий, требующего соблюдения определенной логико-юридической и временной последовательности и официально-документального оформления (процедуры), без возбуждения и разрешения отдельного административного дела, например принятия гражданина на государственную службу, оказание государственной услуги по выдаче лицу запрашиваемой им справки, по государственной регистрации его по месту жительства, подача гражданином определенных сведений в компетентный административно-публичный орган, применение сотрудником полиции специальных средств в отношении правонарушителя.
Статья: К вопросу об институте и категории "государственная служба" в административном праве
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В середине двадцатого столетия доступ к государственной службе стал всеобщим. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) было сказано, что "каждый гражданин должен иметь без дискриминации, и без необоснованных ограничений право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей. Каждый гражданин допускается в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе" (ст. 25).
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В середине двадцатого столетия доступ к государственной службе стал всеобщим. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) было сказано, что "каждый гражданин должен иметь без дискриминации, и без необоснованных ограничений право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей. Каждый гражданин допускается в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе" (ст. 25).
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Необходимо отметить, что существует и другая трактовка содержания и, соответственно, последствий применения п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ, которая заключается в том, что на гражданина, уволенного в связи с утратой доверия, ограничение по поступлению на государственную гражданскую службу распространяется только в отношении того органа, руководителем которого было принято соответствующее решение, и не применяется, если гражданин устраивается в другой орган власти буквально "через дорогу". Подобный подход к применению рассматриваемой нормы несет в себе крайне опасный для данного антикоррупционного механизма эффект, т.к. попросту не будет полноценно реализована штрафная функция юридической ответственности, будет искажен смысл последствий увольнения в связи с утратой доверия.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Необходимо отметить, что существует и другая трактовка содержания и, соответственно, последствий применения п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ, которая заключается в том, что на гражданина, уволенного в связи с утратой доверия, ограничение по поступлению на государственную гражданскую службу распространяется только в отношении того органа, руководителем которого было принято соответствующее решение, и не применяется, если гражданин устраивается в другой орган власти буквально "через дорогу". Подобный подход к применению рассматриваемой нормы несет в себе крайне опасный для данного антикоррупционного механизма эффект, т.к. попросту не будет полноценно реализована штрафная функция юридической ответственности, будет искажен смысл последствий увольнения в связи с утратой доверия.
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Нужно отметить, что уволенное по утрате доверия лицо уже не может поступить на гражданскую службу, а тем более на милитаризированную службу, в частности на службу в органы внутренних дел. В этой связи возникает вопрос относительно справедливости такого поражения в правах уволенного по утрате доверия: насколько правильно действие таких правовых ограничений вследствие вынесения дисциплинарного (административного) решения? Как верно отметил А.Д. Ильяков, "включение в реестр лиц с запретом на последующее принятие их на государственную гражданскую службу является по своей сути дисквалификацией, но по решению не суда, а конкретного работодателя" [5, с. 38].
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Нужно отметить, что уволенное по утрате доверия лицо уже не может поступить на гражданскую службу, а тем более на милитаризированную службу, в частности на службу в органы внутренних дел. В этой связи возникает вопрос относительно справедливости такого поражения в правах уволенного по утрате доверия: насколько правильно действие таких правовых ограничений вследствие вынесения дисциплинарного (административного) решения? Как верно отметил А.Д. Ильяков, "включение в реестр лиц с запретом на последующее принятие их на государственную гражданскую службу является по своей сути дисквалификацией, но по решению не суда, а конкретного работодателя" [5, с. 38].
Готовое решение: Как оформить прием на работу на 0,5 ставки
(КонсультантПлюс, 2025)уведомить бывшего работодателя (нанимателя) работника, если последний ранее замещал должность государственной или муниципальной службы - с учетом условий и требований ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)уведомить бывшего работодателя (нанимателя) работника, если последний ранее замещал должность государственной или муниципальной службы - с учетом условий и требований ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ.
Статья: Рассмотрение заявлений о принятии и отмене обеспечительных мер по делам о несостоятельности
("Арбитражный управляющий", 2024, N 3)Определением Арбитражного суда Волгоградской области удовлетворено заявление победителя торгов о принятии обеспечительных мер в виде запрета государственному регистратору - Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области осуществлять государственную регистрацию права собственности, переход права собственности, ограничения и обременения и иные действия в отношении недвижимого имущества.
("Арбитражный управляющий", 2024, N 3)Определением Арбитражного суда Волгоградской области удовлетворено заявление победителя торгов о принятии обеспечительных мер в виде запрета государственному регистратору - Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области осуществлять государственную регистрацию права собственности, переход права собственности, ограничения и обременения и иные действия в отношении недвижимого имущества.
Статья: Путин разрешил допустить к госслужбе россиян с иностранным гражданством
(Карпухин А., Князев А., Дученко О.)
("Трудовое право", 2021, N 9)На государственном уровне достаточно давно проводится политика по ограничению возможности лицам с иностранным гражданством занимать должности государственной/муниципальной службы. В апреле 2021 года был принят Федеральный закон N 116-ФЗ, которым были установлены существенные ограничения для лиц, имеющих иностранное гражданство, занимать государственные должности, должности в органах внутренних дел и т.п. Статья 16 ФЗ "О Государственной гражданской службе РФ" прямо предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Однако все нормы, которыми были установлены соответствующие ограничения, носили безапелляционный характер, т.е. запрет был безусловен. Посредством принятия обсуждаемого Указа фактически в правиле появились исключения, которые, скорее всего, были сделаны для того, чтобы государственные деятели высокого уровня, имеющие двойное гражданство или иностранный вид на жительство, могли быть допущены к государственной службе в виде исключения. Данный Указ не означает появления тотальной возможности "обхода закона", и, скорее всего, при его подготовке мог учитываться статус конкретных лиц.
(Карпухин А., Князев А., Дученко О.)
("Трудовое право", 2021, N 9)На государственном уровне достаточно давно проводится политика по ограничению возможности лицам с иностранным гражданством занимать должности государственной/муниципальной службы. В апреле 2021 года был принят Федеральный закон N 116-ФЗ, которым были установлены существенные ограничения для лиц, имеющих иностранное гражданство, занимать государственные должности, должности в органах внутренних дел и т.п. Статья 16 ФЗ "О Государственной гражданской службе РФ" прямо предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Однако все нормы, которыми были установлены соответствующие ограничения, носили безапелляционный характер, т.е. запрет был безусловен. Посредством принятия обсуждаемого Указа фактически в правиле появились исключения, которые, скорее всего, были сделаны для того, чтобы государственные деятели высокого уровня, имеющие двойное гражданство или иностранный вид на жительство, могли быть допущены к государственной службе в виде исключения. Данный Указ не означает появления тотальной возможности "обхода закона", и, скорее всего, при его подготовке мог учитываться статус конкретных лиц.
Статья: Основные этапы развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Кроме того, был принят Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" <11>, ст. 11 которого дополнительно к ограничениям и запретам, предусмотренным Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361, были введены новые <12>.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Кроме того, был принят Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" <11>, ст. 11 которого дополнительно к ограничениям и запретам, предусмотренным Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361, были введены новые <12>.
Готовое решение: Как оформить поступление на государственную гражданскую службу
(КонсультантПлюс, 2025)На первом этапе конкурса вам нужно принять документы от претендента и проверить, соответствует ли он квалификационным требованиям и нет ли у него ограничений для госслужбы. Обратите внимание, что если вы получили документы по единой системе, то отвечать нужно через нее с помощью усиленной электронной подписи.
(КонсультантПлюс, 2025)На первом этапе конкурса вам нужно принять документы от претендента и проверить, соответствует ли он квалификационным требованиям и нет ли у него ограничений для госслужбы. Обратите внимание, что если вы получили документы по единой системе, то отвечать нужно через нее с помощью усиленной электронной подписи.
Статья: Юридическое обеспечение дипломатической деятельности: административно-правовой аспект
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Итогом развития данных положений можно считать нормы ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Здесь положения о всеобъемлющем равенстве и запрете всяких форм дискриминации при принятии лиц на государственную службу отражаются одновременно с формулировкой о возможном наличии ряда допустимых ограничений, установленных государством, исходя из соображений разумности и в целях совершенствования работы государственной и дипломатической служб <5>.
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Итогом развития данных положений можно считать нормы ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Здесь положения о всеобъемлющем равенстве и запрете всяких форм дискриминации при принятии лиц на государственную службу отражаются одновременно с формулировкой о возможном наличии ряда допустимых ограничений, установленных государством, исходя из соображений разумности и в целях совершенствования работы государственной и дипломатической служб <5>.