Охотничьи животные
Подборка наиболее важных документов по запросу Охотничьи животные (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Основные принципы охраны окружающей среды" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины. Такой вывод подтверждается как обращением к принципу "загрязнитель платит", который имеет самостоятельное значение и не исчерпывается иными принципами, закрепленными в статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (в том числе принципом ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды), так и толкованием оспариваемого пункта 2 статьи 77 этого же Федерального закона, допускающего возмещение вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельностью, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийПроизводственная инструкция смотрителя охотничьего хозяйства (служащего по контролю за животными) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Ситуация: Каковы правила охоты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Требования к охоте на отдельные виды животных
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Требования к охоте на отдельные виды животных
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"Статья 43. Добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"Статья 43. Добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам
Статья: Судебная практика по делам о дорожно-транспортных происшествиях с участием животных
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Возмещение вреда, причиненного объектам животного мира
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Возмещение вреда, причиненного объектам животного мира
Вопрос: Об уплате сбора за пользование объектами животного мира иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ и заключившим договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
(Письмо ФНС России от 17.04.2025 N СД-4-3/3923@)Вопрос: Об уплате сбора за пользование объектами животного мира иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ и заключившим договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
(Письмо ФНС России от 17.04.2025 N СД-4-3/3923@)Вопрос: Об уплате сбора за пользование объектами животного мира иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ и заключившим договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, свободно (без каких-либо разрешений на добычу охотничьих ресурсов) в объеме добычи охотничьих животных, необходимом для удовлетворения личного потребления. В иных случаях для занятия охотой необходимо приобретение статуса охотника. Охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Право охоты может возникать у работника предприятия в силу специфической трудовой функции (ст. 20 Федерального закона об охоте).
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, свободно (без каких-либо разрешений на добычу охотничьих ресурсов) в объеме добычи охотничьих животных, необходимом для удовлетворения личного потребления. В иных случаях для занятия охотой необходимо приобретение статуса охотника. Охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Право охоты может возникать у работника предприятия в силу специфической трудовой функции (ст. 20 Федерального закона об охоте).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 15 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021) определяет охотничьи угодья как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В свою очередь, в Письме Минприроды России от 21.02.2011 N 04-15-29/2487 сказано, что "под охотничьим угодьем понимаются территория, в границах которой осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства производится на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов или на основании охотхозяйственного соглашения, а также общедоступные охотничьи угодья муниципального района субъекта Российской Федерации и иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов, где осуществляются охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 15 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021) определяет охотничьи угодья как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В свою очередь, в Письме Минприроды России от 21.02.2011 N 04-15-29/2487 сказано, что "под охотничьим угодьем понимаются территория, в границах которой осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства производится на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов или на основании охотхозяйственного соглашения, а также общедоступные охотничьи угодья муниципального района субъекта Российской Федерации и иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов, где осуществляются охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания".
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Приказ Минприроды России от 24 июля 2020 г. N 477 "Об утверждении Правил охоты" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 31 августа 2020 г. Охота на особо охраняемых природных территориях и иных территориях, на которых установлен особый режим природопользования, в том числе включенных в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г." (СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2395), осуществляется с соблюдением настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и с режимом природопользования, установленным на этих территориях. Запрещается добыча охотничьих животных, находящихся в бедственном положении, беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты, в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, за исключением добычи волка, шакала и ворон (серой, черной и большеклювой) в случае отнесения последних законами субъектов РФ к охотничьим ресурсам.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Приказ Минприроды России от 24 июля 2020 г. N 477 "Об утверждении Правил охоты" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 31 августа 2020 г. Охота на особо охраняемых природных территориях и иных территориях, на которых установлен особый режим природопользования, в том числе включенных в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г." (СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2395), осуществляется с соблюдением настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и с режимом природопользования, установленным на этих территориях. Запрещается добыча охотничьих животных, находящихся в бедственном положении, беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты, в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, за исключением добычи волка, шакала и ворон (серой, черной и большеклювой) в случае отнесения последних законами субъектов РФ к охотничьим ресурсам.
Ситуация: В каких случаях физические лица уплачивают сбор за пользование объектами животного мира и водных ресурсов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом если охота планируется в закрепленном охотничьем угодье или на особо охраняемой природной территории, потребуются документы, подтверждающие уплату сбора за пользование объектами животного мира, если уплата такого сбора предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Документы, подтверждающие уплату госпошлины за выдачу разрешения в общедоступных охотничьих угодьях, а также сбора за пользование объектами животного мира, могут быть представлены в уполномоченный орган заявителем по собственной инициативе (п. п. 10, 11 Приложения N 2 к Приказу Минприроды России N 178).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом если охота планируется в закрепленном охотничьем угодье или на особо охраняемой природной территории, потребуются документы, подтверждающие уплату сбора за пользование объектами животного мира, если уплата такого сбора предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Документы, подтверждающие уплату госпошлины за выдачу разрешения в общедоступных охотничьих угодьях, а также сбора за пользование объектами животного мира, могут быть представлены в уполномоченный орган заявителем по собственной инициативе (п. п. 10, 11 Приложения N 2 к Приказу Минприроды России N 178).
Статья: УАЗом по браконьеру: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не без повода усомнилась в законности и обоснованности приговора, постановленного мировым судьей по ч. 2 ст. 114 УК РФ в отношении егеря
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)Например: согласно одной из типовых инструкций егерь организует и непосредственно осуществляет охрану государственного охотничьего фонда в тесном взаимодействии с общественными инспекторами, должностными лицами соответствующих органов (МВД, экологического контроля, охраны лесного фонда и проч.), на которых возложен надзор и контроль за выполнением правил охоты, в том числе: метод рейдирования; охрана пикетированием; патрулирование территории обитания охотничьих животных, в том числе на транспортных средствах, с целью предотвращения браконьерства; составление протоколов во время рейдирования и пикетирования, нахождения в угодьях, по сообщениям и информации с выездом на место; представление предложений о применении мер административной ответственности к нарушителям правил и сроков охоты, размере штрафа и т.п.; представительство в суде при рассмотрении дел по нарушениям правил охоты, ведения охотничьего хозяйства, пользования угодьями.
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)Например: согласно одной из типовых инструкций егерь организует и непосредственно осуществляет охрану государственного охотничьего фонда в тесном взаимодействии с общественными инспекторами, должностными лицами соответствующих органов (МВД, экологического контроля, охраны лесного фонда и проч.), на которых возложен надзор и контроль за выполнением правил охоты, в том числе: метод рейдирования; охрана пикетированием; патрулирование территории обитания охотничьих животных, в том числе на транспортных средствах, с целью предотвращения браконьерства; составление протоколов во время рейдирования и пикетирования, нахождения в угодьях, по сообщениям и информации с выездом на место; представление предложений о применении мер административной ответственности к нарушителям правил и сроков охоты, размере штрафа и т.п.; представительство в суде при рассмотрении дел по нарушениям правил охоты, ведения охотничьего хозяйства, пользования угодьями.