Охрана музеев
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана музеев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Университет, музей, университетский музей: историко-правовой этюд о развитии образования, науки и культуры в России
(Зипунникова Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)И приведенная мысль, и сам музей оказались востребованными в первой трети XX столетия. В 1912 г. в Историческом музее в Москве был проведен предварительный съезд музейных деятелей, главной целью которого была подготовка к первому Всероссийскому съезду деятелей музеев (намечался на 1915 г.). После событий октября 1917 г., как подчеркивается, была организована государственная система управления музейным делом и охраной памятников (Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР. Государственный музейный фонд), что отсылало к идеям музейных работников предшествующей эпохи. Закономерным стало формирование законодательства о музеях и охране памятников. Новое время дало жизнь новым типам музеев. Музеи советского времени - яркая "краска" в общей историко-музейной палитре <21>.
(Зипунникова Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)И приведенная мысль, и сам музей оказались востребованными в первой трети XX столетия. В 1912 г. в Историческом музее в Москве был проведен предварительный съезд музейных деятелей, главной целью которого была подготовка к первому Всероссийскому съезду деятелей музеев (намечался на 1915 г.). После событий октября 1917 г., как подчеркивается, была организована государственная система управления музейным делом и охраной памятников (Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР. Государственный музейный фонд), что отсылало к идеям музейных работников предшествующей эпохи. Закономерным стало формирование законодательства о музеях и охране памятников. Новое время дало жизнь новым типам музеев. Музеи советского времени - яркая "краска" в общей историко-музейной палитре <21>.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Далее мы будем говорить о недвижимых вещах, но заметим, что, как кажется, мало уделяется внимания таким объектам собственности, соединяющим свойства подлинника и памятника, как музейные экспонаты. Применительно к ним трудно говорить о выражении в них личности того собственника, который их приобрел, кроме, может быть, коллекций <1>. Более того, функция хранения исключает воздействие личности хранителя на охраняемые предметы. Музеям обычно экспонаты вверяются собственником, причем предполагается, что собственник либо сам является лицом публичного права, либо действует в публичном интересе. Тем самым музей, как субъект права, лишен интереса в вещи, предполагающего ее потребление, а использование вещи имеет узко очерченные ограничения. С этим, на мой взгляд, плохо сочетается провозглашенное ст. 36 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" исключительное право музея на использование в коммерческих целях "воспроизведений" музейных предметов. Я даже не говорю об очевидных противоречиях этой нормы с основами авторского права, впрочем, далеко не все музейные экспонаты защищены авторскими правами. Вызывает сомнения само понимание права на "воспроизведение" предмета собственности как права коммерческого, имущественного содержания. Видимо, по своей природе это право все же неимущественное; оно сродни личной неприкосновенности. Этот вывод затрагивает, конечно, не только музейные предметы, но относится к собственности вообще.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Далее мы будем говорить о недвижимых вещах, но заметим, что, как кажется, мало уделяется внимания таким объектам собственности, соединяющим свойства подлинника и памятника, как музейные экспонаты. Применительно к ним трудно говорить о выражении в них личности того собственника, который их приобрел, кроме, может быть, коллекций <1>. Более того, функция хранения исключает воздействие личности хранителя на охраняемые предметы. Музеям обычно экспонаты вверяются собственником, причем предполагается, что собственник либо сам является лицом публичного права, либо действует в публичном интересе. Тем самым музей, как субъект права, лишен интереса в вещи, предполагающего ее потребление, а использование вещи имеет узко очерченные ограничения. С этим, на мой взгляд, плохо сочетается провозглашенное ст. 36 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" исключительное право музея на использование в коммерческих целях "воспроизведений" музейных предметов. Я даже не говорю об очевидных противоречиях этой нормы с основами авторского права, впрочем, далеко не все музейные экспонаты защищены авторскими правами. Вызывает сомнения само понимание права на "воспроизведение" предмета собственности как права коммерческого, имущественного содержания. Видимо, по своей природе это право все же неимущественное; оно сродни личной неприкосновенности. Этот вывод затрагивает, конечно, не только музейные предметы, но относится к собственности вообще.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения