Охранная зона памятника археологии
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона памятника археологии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.16 "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФОднако ни при отказе заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, ни в процессе рассмотрения дела администрацией не были представлены обоснованные доводы относительно того, что расположение в границах санитарно-защитной зоны, частичное - в границах водоохранной зоны; частичное - в границах временной охранной зоны памятников археологии не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка."
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2023 по делу N 88-31670/2023 (УИД 23RS0003-01-2022-000515-50)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании права собственности на самовольную постройку; 2) О сохранении спорного объекта капитального строительства в реконструированном состоянии.
Требования: 3) О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе осмотра установлено, что на огороженном земельном участке возведены два капитальных здания, а также капитальное сооружение (бассейн), размещенное на расстоянии менее 1 м от границы земельного участка; указанные здания эксплуатируются в качестве единого гостиничного комплекса.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.При этом возведение объектов в границах охранной зоны памятника археологии без согласования с уполномоченным органом само по себе не свидетельствует о наличии оснований для их сноса; в данном случае без судебного исследования остались вопросы о наличии у ответчика соответствующих сведений на момент строительства и причинении (отсутствии) вреда памятнику археологии.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании права собственности на самовольную постройку; 2) О сохранении спорного объекта капитального строительства в реконструированном состоянии.
Требования: 3) О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе осмотра установлено, что на огороженном земельном участке возведены два капитальных здания, а также капитальное сооружение (бассейн), размещенное на расстоянии менее 1 м от границы земельного участка; указанные здания эксплуатируются в качестве единого гостиничного комплекса.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.При этом возведение объектов в границах охранной зоны памятника археологии без согласования с уполномоченным органом само по себе не свидетельствует о наличии оснований для их сноса; в данном случае без судебного исследования остались вопросы о наличии у ответчика соответствующих сведений на момент строительства и причинении (отсутствии) вреда памятнику археологии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В другом деле орган охраны объектов культурного наследия предпринял безуспешную попытку заявить о необходимости применить последствия недействительности договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, обремененного охранной зоной памятников археологии (Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 по делу N А32-19370/2021).
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В другом деле орган охраны объектов культурного наследия предпринял безуспешную попытку заявить о необходимости применить последствия недействительности договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, обремененного охранной зоной памятников археологии (Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 по делу N А32-19370/2021).
Статья: Правовая охрана георазнообразия
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)В связи с указанным обстоятельством возникает вопрос о возможности и целесообразности создания геопарков на территории, в границах которой находятся только объекты археологического наследия с геологическим значением, их ансамбли без включения в состав геопарка ООПТ геологического и иного профиля. Безусловно, правовая охрана объектов археологического наследия с геологическим значением как объектов культурного наследия обеспечивает сохранение георазнообразия. Однако цель установления правового режима объектов археологического наследия, даже если они имеют геологическое значение, состоит в сохранении, использовании, популяризации источников информации о зарождении и развитии культуры, прошлом человечества. Основная цель создания геопарков иная. Она связана с сохранением, популяризацией, повышением ценности природных объектов, фиксирующих историю нашей планеты (п. 1 Руководящих принципов деятельности глобальных геопарков ЮНЕСКО <32>), а не культуры древних народов. Поэтому геопарки не могут быть созданы на территории, в границах которой расположены исключительно объекты археологического наследия геологического значения (наделенные режимом памятников археологии пещеры, каменные курганы и иные природные памятники археологии).
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)В связи с указанным обстоятельством возникает вопрос о возможности и целесообразности создания геопарков на территории, в границах которой находятся только объекты археологического наследия с геологическим значением, их ансамбли без включения в состав геопарка ООПТ геологического и иного профиля. Безусловно, правовая охрана объектов археологического наследия с геологическим значением как объектов культурного наследия обеспечивает сохранение георазнообразия. Однако цель установления правового режима объектов археологического наследия, даже если они имеют геологическое значение, состоит в сохранении, использовании, популяризации источников информации о зарождении и развитии культуры, прошлом человечества. Основная цель создания геопарков иная. Она связана с сохранением, популяризацией, повышением ценности природных объектов, фиксирующих историю нашей планеты (п. 1 Руководящих принципов деятельности глобальных геопарков ЮНЕСКО <32>), а не культуры древних народов. Поэтому геопарки не могут быть созданы на территории, в границах которой расположены исключительно объекты археологического наследия геологического значения (наделенные режимом памятников археологии пещеры, каменные курганы и иные природные памятники археологии).
Нормативные акты
Закон РСФСР от 15.12.1978
(ред. от 25.06.2002)
"Об охране и использовании памятников истории и культуры"Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
(ред. от 25.06.2002)
"Об охране и использовании памятников истории и культуры"Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
Приказ Минстроя России от 22.05.2024 N 343/пр
"О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для капитального ремонта объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта"у) по подготовке мероприятий по охране памятников археологии и разработке раздела "Охрана объектов культурного наследия";
"О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для капитального ремонта объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта"у) по подготовке мероприятий по охране памятников археологии и разработке раздела "Охрана объектов культурного наследия";