Оказание медицинской помощи в ИВС
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание медицинской помощи в ИВС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2024 N 88а-12349/2024 (УИД 66RS0032-01-2023-000646-68)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о содержании под стражей обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений, установлено, что в изоляторе временного содержания оборудован медицинский кабинет, предусмотрена должность медицинского работника, в должностные обязанности которого входит организация оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе, при этом лицензия на осуществление медицинской деятельности у учреждения отсутствует.
Решение: Удовлетворено.Само по себе осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии, свидетельствует о ненадлежащей организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания, что влечет нарушение их конституционных прав на защиту здоровья и жизни.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о содержании под стражей обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений, установлено, что в изоляторе временного содержания оборудован медицинский кабинет, предусмотрена должность медицинского работника, в должностные обязанности которого входит организация оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе, при этом лицензия на осуществление медицинской деятельности у учреждения отсутствует.
Решение: Удовлетворено.Само по себе осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии, свидетельствует о ненадлежащей организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания, что влечет нарушение их конституционных прав на защиту здоровья и жизни.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.06.2023 N 88а-5761/2023 по делу N 2-509/2022 (УИД 65RS0013-01-2022-000633-56)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания уполномоченного органа, в связи с чем он испытывал нравственные и физические страдания.
Решение: Удовлетворено в части.Разрешая заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что относимых и допустимых доказательств ненадлежащего содержания истца в изоляторе временного содержания не имеется, при содержании под стражей в ИВС права истца не были ограничены в большей степени, чем это предусмотрено федеральным законодательством, и отказал истцу в удовлетворении исковых требований. При этом суд учитывал, что лица, содержащиеся под стражей в ИВС ОМВД России по ГО "Смирныховский", обязаны соблюдать внутренний распорядок дня, в связи с чем Ч. обязан был сам производить уборку в камере, а также исходил из того, что медицинскими документами не подтвержден факт обращения истца за медицинской помощью в период нахождения в ИВС в связи с неблагоприятной санитарной обстановкой в камере.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания уполномоченного органа, в связи с чем он испытывал нравственные и физические страдания.
Решение: Удовлетворено в части.Разрешая заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что относимых и допустимых доказательств ненадлежащего содержания истца в изоляторе временного содержания не имеется, при содержании под стражей в ИВС права истца не были ограничены в большей степени, чем это предусмотрено федеральным законодательством, и отказал истцу в удовлетворении исковых требований. При этом суд учитывал, что лица, содержащиеся под стражей в ИВС ОМВД России по ГО "Смирныховский", обязаны соблюдать внутренний распорядок дня, в связи с чем Ч. обязан был сам производить уборку в камере, а также исходил из того, что медицинскими документами не подтвержден факт обращения истца за медицинской помощью в период нахождения в ИВС в связи с неблагоприятной санитарной обстановкой в камере.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Согласно ст. 24 Закона N 103-ФЗ оказание медицинской помощи в ИВС организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Приказом МВД России N 950 закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц. Совместным Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 <32> определены основные задачи медицинских работников ИВС, содержание медицинской помощи, процедуры первичного и иных медицинских осмотров, опросов, извещений об инфекционном заболевании, о пищевом отравлении, процедуры реанимационных и иных необходимых мероприятий, направленных на сохранение жизни больного, доставления заболевшего в ближайшее государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, приема медикаментов, примерный табель оснащения медицинским имуществом здравпункта и средств, входящих в аптечку (приложения N 1 и 3).
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Согласно ст. 24 Закона N 103-ФЗ оказание медицинской помощи в ИВС организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Приказом МВД России N 950 закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц. Совместным Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 <32> определены основные задачи медицинских работников ИВС, содержание медицинской помощи, процедуры первичного и иных медицинских осмотров, опросов, извещений об инфекционном заболевании, о пищевом отравлении, процедуры реанимационных и иных необходимых мероприятий, направленных на сохранение жизни больного, доставления заболевшего в ближайшее государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, приема медикаментов, примерный табель оснащения медицинским имуществом здравпункта и средств, входящих в аптечку (приложения N 1 и 3).
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Выступающий в качестве защитника по назначению следователя (дознавателя и др.), суда адвокат, имеет также право на вознаграждение. При определении размера такого вознаграждения подлежит учету время, затраченное им на осуществление полномочий, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 53 УПК РФ, включая время, затраченное на посещение обвиняемого (подозреваемого и др.), находящегося в следственном изоляторе (изоляторе временного содержания) или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на изучение материалов уголовного дела (в том числе и повторное, без ограничения во времени <241>), а также на выполнение других действий адвоката (включая получение аудиозаписи судебного заседания и ознакомление с нею <242>) по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии их подтверждения документами.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Выступающий в качестве защитника по назначению следователя (дознавателя и др.), суда адвокат, имеет также право на вознаграждение. При определении размера такого вознаграждения подлежит учету время, затраченное им на осуществление полномочий, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 53 УПК РФ, включая время, затраченное на посещение обвиняемого (подозреваемого и др.), находящегося в следственном изоляторе (изоляторе временного содержания) или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на изучение материалов уголовного дела (в том числе и повторное, без ограничения во времени <241>), а также на выполнение других действий адвоката (включая получение аудиозаписи судебного заседания и ознакомление с нею <242>) по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии их подтверждения документами.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: Комитет отмечает, что заявитель указывает на нарушение статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Конвенции на том основании, что государство-участник не выполнило свое обязательство предупреждать акты пыток и наказывать виновных. Эти положения применимы в той мере, в которой действия, совершенные в отношении сына заявителя, могут быть определены как акты пыток по смыслу положений статьи 1 Конвенции <68>...Комитет отмечает результаты судебно-медицинских экспертиз, в которых сделан вывод о том, что на теле умершего имелось несколько гематом. Кроме того, Комитету также ясно, что Дмитрий Ракишев страдал от сильной физической боли, и что администрация изолятора временного содержания была вынуждена вызывать скорую помощь. Несмотря на рекомендации врачей о том, что он должен быть госпитализирован, начальник изолятора временного содержания отказался давать на это разрешение. Комитет ссылается на положения Стамбульского протокола, согласно которым методы пыток могут быть как физическими, так и психологическими, а также могут включать, помимо прочего, неудовлетворение таких основных потребностей, как питание, вода и медицинское обслуживание <69>. Комитет считает, что отсутствие медицинской помощи и отказ госпитализировать Дмитрия Ракишева, находившегося в критическом состоянии, можно квалифицировать как сильную боль и страдания, причиненные умышленно должностным лицом с целью получения признательных показаний (пункт 8.2 Решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: Комитет отмечает, что заявитель указывает на нарушение статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Конвенции на том основании, что государство-участник не выполнило свое обязательство предупреждать акты пыток и наказывать виновных. Эти положения применимы в той мере, в которой действия, совершенные в отношении сына заявителя, могут быть определены как акты пыток по смыслу положений статьи 1 Конвенции <68>...Комитет отмечает результаты судебно-медицинских экспертиз, в которых сделан вывод о том, что на теле умершего имелось несколько гематом. Кроме того, Комитету также ясно, что Дмитрий Ракишев страдал от сильной физической боли, и что администрация изолятора временного содержания была вынуждена вызывать скорую помощь. Несмотря на рекомендации врачей о том, что он должен быть госпитализирован, начальник изолятора временного содержания отказался давать на это разрешение. Комитет ссылается на положения Стамбульского протокола, согласно которым методы пыток могут быть как физическими, так и психологическими, а также могут включать, помимо прочего, неудовлетворение таких основных потребностей, как питание, вода и медицинское обслуживание <69>. Комитет считает, что отсутствие медицинской помощи и отказ госпитализировать Дмитрия Ракишева, находившегося в критическом состоянии, можно квалифицировать как сильную боль и страдания, причиненные умышленно должностным лицом с целью получения признательных показаний (пункт 8.2 Решения).
Приказ ФСБ России от 24.03.2010 N 140
(ред. от 16.08.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2010 N 17072)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)95. В целях обеспечения безопасности медицинских работников медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения и бригад скорой медицинской помощи сотрудник ИВС или оперативный дежурный организует допуск к больному подозреваемому или обвиняемому и сопровождает медицинских работников, предварительно изолировав подозреваемого или обвиняемого, нуждающегося в медицинской помощи, в камере либо в другом свободном помещении ИВС.
(ред. от 16.08.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2010 N 17072)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)95. В целях обеспечения безопасности медицинских работников медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения и бригад скорой медицинской помощи сотрудник ИВС или оперативный дежурный организует допуск к больному подозреваемому или обвиняемому и сопровождает медицинских работников, предварительно изолировав подозреваемого или обвиняемого, нуждающегося в медицинской помощи, в камере либо в другом свободном помещении ИВС.