Омс и закон о защите прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Омс и закон о защите прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Сфера применения настоящего Федерального закона" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""Согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении от 29 января 2015 года N 202-О, данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1). Определяя для целей данного Закона понятия "государственный контроль (надзор)" и "муниципальный контроль", законодатель связывает их исключительно с деятельностью уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, не предусматривая никаких исключений для контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (пункты 1 и 4 статьи 2). Корреспондирующий приведенным нормам пункт 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" устанавливает, что положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты прав потребителей. Таким образом, законодатель не распространяет федеральный закон на правоотношения по контролю в области защиты прав потребителей, который осуществляется общественными организациями."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Еще в 2012 г. Верховный Суд РФ в одном из обобщений судебной практики разъяснил, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках как добровольного, так и обязательного медицинского страхования, Закон о защите прав потребителей применяется без каких-либо исключений и оговорок <1>. Интересно, что на момент опубликования данных разъяснений уже более полугода действовал Закон об охране здоровья 2011 г., в котором содержалась норма о применении законодательства о защите прав потребителей к отношениям по оказанию платных медицинских услуг (ч. 8 ст. 84). Последние, в свою очередь, определялись как медицинские услуги, оказываемые пациенту за счет его личных средств (или членов семьи), средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров ДМС. С точки зрения технологического процесса и требований к безопасности платные медицинские услуги, по замыслу законодателя, ничем не отличаются от бесплатной (гарантированной государством) медицинской помощи: должны соблюдаться те же медицинские стандарты и клинические рекомендации. Особенностью являлось лишь распространение на платные медицинские услуги законодательства о защите прав потребителей, т.е. более строгая имущественная ответственность субъекта медицинской деятельности перед пациентом или иным заказчиком медицинской услуги.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Еще в 2012 г. Верховный Суд РФ в одном из обобщений судебной практики разъяснил, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках как добровольного, так и обязательного медицинского страхования, Закон о защите прав потребителей применяется без каких-либо исключений и оговорок <1>. Интересно, что на момент опубликования данных разъяснений уже более полугода действовал Закон об охране здоровья 2011 г., в котором содержалась норма о применении законодательства о защите прав потребителей к отношениям по оказанию платных медицинских услуг (ч. 8 ст. 84). Последние, в свою очередь, определялись как медицинские услуги, оказываемые пациенту за счет его личных средств (или членов семьи), средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров ДМС. С точки зрения технологического процесса и требований к безопасности платные медицинские услуги, по замыслу законодателя, ничем не отличаются от бесплатной (гарантированной государством) медицинской помощи: должны соблюдаться те же медицинские стандарты и клинические рекомендации. Особенностью являлось лишь распространение на платные медицинские услуги законодательства о защите прав потребителей, т.е. более строгая имущественная ответственность субъекта медицинской деятельности перед пациентом или иным заказчиком медицинской услуги.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Указанное положение существенно расширяет круг субъектов обращения с групповым иском. Следовательно, защита коллективных интересов потенциальных участников группы не зависит только от участника группы, а иные субъекты в силу возложенных на них полномочий смогут предъявить групповые иски. К ним можно будет отнести прокурора, органы государственной власти и местного самоуправления, общества защиты прав потребителей и т.д. В частности, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) (гл. IV) и практика его применения также определяют круг субъектов обращения в защиту прав потребителей. Так, в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются: потребитель, прокурор, Роспотребнадзор <1>, органы местного самоуправления, ассоциации и союзы прав потребителей.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Указанное положение существенно расширяет круг субъектов обращения с групповым иском. Следовательно, защита коллективных интересов потенциальных участников группы не зависит только от участника группы, а иные субъекты в силу возложенных на них полномочий смогут предъявить групповые иски. К ним можно будет отнести прокурора, органы государственной власти и местного самоуправления, общества защиты прав потребителей и т.д. В частности, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) (гл. IV) и практика его применения также определяют круг субъектов обращения в защиту прав потребителей. Так, в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются: потребитель, прокурор, Роспотребнадзор <1>, органы местного самоуправления, ассоциации и союзы прав потребителей.
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 08.08.2024)
"О защите прав потребителей"Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
(ред. от 08.08.2024)
"О защите прав потребителей"Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами направить протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей и добросовестных производителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
(ред. от 19.10.2023)
"О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами направить протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей и добросовестных производителей нормативным правовым актам Российской Федерации;