Оператор фгис егрн
Подборка наиболее важных документов по запросу Оператор фгис егрн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип ответственности публичной администрации в условиях цифровизации
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Потребность в определении субъектов ответственности можно проиллюстрировать на примере расщепления публичной функции кадастрового учета между Росреестром и Роскадастром. Законодательство о государственной регистрации недвижимости <65> возлагает на публично-правовую компанию "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр") <66> создание, развитие, эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН) (и иных информационных систем, используемых при осуществлении органом регистрации прав своих полномочий), выполнение функций ее оператора. Организация обратилась к Управлению Росреестра с требованием о признании незаконным бездействия по непроведению в установленный срок государственного кадастрового учета и невыдаче соответствующих выписок из ЕГРН. Административный орган утверждал, что проведению кадастрового учета препятствовали технические проблемы функционирования программного продукта ФГИС ЕГРН, при помощи которого органы Росреестра осуществляют ведение ЕГРН. Кроме того, орган подчеркивал, что Управление Росреестра не является оператором ФГИС ЕГРН и не осуществляет техническое сопровождение данной системы. Соответствующими полномочиями наделена ППК "Роскадастр", которой административным органом направлялась информация о технических неполадках с просьбой их устранения. Соответственно, административный орган полагал, что причина нерассмотрения документов заявителя в установленный законом срок не только не зависит от него, но и не относится к его компетенции. Суд занял противоположную позицию, указав, что "проблемы, возникающие при использовании регистрирующим органом программы ФГИС ЕГРН, которые не устраняются на протяжении длительного периода времени, не освобождают регистрирующий орган от выполнения возложенных на него обязанностей и полномочий в установленный Законом N 218-ФЗ срок, а также не должны нарушать права и законные интересы заявителя и иных заинтересованных лиц... имеет место незаконное бездействие... допущенное именно Управлением Росреестра, поскольку полномочия по осуществлению учетно-регистрационных действий в установленный действующим законодательством срок возложены на регистрирующий орган, а не на лицо, являющееся оператором ФГИС ЕГРН" <67>. Представленное дело с точки зрения догматики административного права было разрешено на основе следующих положений. Во-первых, передача функции (в том числе части функции путем ее "расщепления" на властную и "техническую" составляющие) не влечет перехода ответственности, ответственность за правомерную реализацию функции сохраняется за властным субъектом. Следовательно, в приведенном примере Управление Росреестра продолжает нести ответственность за правомерность реализации возложенной на него функции. Во-вторых, для признания акта незаконным вина административного органа, его служащего не имеет юридического значения, что нашло свое отражение в абзаце 7 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21: "Отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления)". Следовательно, аргумент административного органа о его невиновности, в связи с тем что государственная информационная система была технически неисправна, а ее управление осуществляет не административный орган, а третье лицо, не имеет юридического значения.
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Потребность в определении субъектов ответственности можно проиллюстрировать на примере расщепления публичной функции кадастрового учета между Росреестром и Роскадастром. Законодательство о государственной регистрации недвижимости <65> возлагает на публично-правовую компанию "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр") <66> создание, развитие, эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН) (и иных информационных систем, используемых при осуществлении органом регистрации прав своих полномочий), выполнение функций ее оператора. Организация обратилась к Управлению Росреестра с требованием о признании незаконным бездействия по непроведению в установленный срок государственного кадастрового учета и невыдаче соответствующих выписок из ЕГРН. Административный орган утверждал, что проведению кадастрового учета препятствовали технические проблемы функционирования программного продукта ФГИС ЕГРН, при помощи которого органы Росреестра осуществляют ведение ЕГРН. Кроме того, орган подчеркивал, что Управление Росреестра не является оператором ФГИС ЕГРН и не осуществляет техническое сопровождение данной системы. Соответствующими полномочиями наделена ППК "Роскадастр", которой административным органом направлялась информация о технических неполадках с просьбой их устранения. Соответственно, административный орган полагал, что причина нерассмотрения документов заявителя в установленный законом срок не только не зависит от него, но и не относится к его компетенции. Суд занял противоположную позицию, указав, что "проблемы, возникающие при использовании регистрирующим органом программы ФГИС ЕГРН, которые не устраняются на протяжении длительного периода времени, не освобождают регистрирующий орган от выполнения возложенных на него обязанностей и полномочий в установленный Законом N 218-ФЗ срок, а также не должны нарушать права и законные интересы заявителя и иных заинтересованных лиц... имеет место незаконное бездействие... допущенное именно Управлением Росреестра, поскольку полномочия по осуществлению учетно-регистрационных действий в установленный действующим законодательством срок возложены на регистрирующий орган, а не на лицо, являющееся оператором ФГИС ЕГРН" <67>. Представленное дело с точки зрения догматики административного права было разрешено на основе следующих положений. Во-первых, передача функции (в том числе части функции путем ее "расщепления" на властную и "техническую" составляющие) не влечет перехода ответственности, ответственность за правомерную реализацию функции сохраняется за властным субъектом. Следовательно, в приведенном примере Управление Росреестра продолжает нести ответственность за правомерность реализации возложенной на него функции. Во-вторых, для признания акта незаконным вина административного органа, его служащего не имеет юридического значения, что нашло свое отражение в абзаце 7 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21: "Отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления)". Следовательно, аргумент административного органа о его невиновности, в связи с тем что государственная информационная система была технически неисправна, а ее управление осуществляет не административный орган, а третье лицо, не имеет юридического значения.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 10 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции определяла оператора ФГИС ЕГРН, обеспечивающего ее создание и эксплуатацию, - федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона, т.е. Росреестр. Часть 10 комментируемой статьи также предусматривала, что полномочия оператора ФГИС ЕГРН на основании решения указанного федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. На основании данного положения был издан Приказ Росреестра от 4 мая 2017 г. N П/0214 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости" <121>, которым с 1 июля 2017 г. полномочиями оператора ФГИС ЕГРН было наделено ФГБУ "ФКП Росреестра".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 10 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции определяла оператора ФГИС ЕГРН, обеспечивающего ее создание и эксплуатацию, - федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона, т.е. Росреестр. Часть 10 комментируемой статьи также предусматривала, что полномочия оператора ФГИС ЕГРН на основании решения указанного федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. На основании данного положения был издан Приказ Росреестра от 4 мая 2017 г. N П/0214 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости" <121>, которым с 1 июля 2017 г. полномочиями оператора ФГИС ЕГРН было наделено ФГБУ "ФКП Росреестра".
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)11. Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)11. Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ Росреестра от 07.12.2023 N П/0514
(ред. от 07.12.2023)
"Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2024 N 77083)Ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости <1> (далее - ФГИС ЕГРН). Оператором ФГИС ЕГРН в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 218-ФЗ является ППК "Роскадастр".
(ред. от 07.12.2023)
"Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2024 N 77083)Ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости <1> (далее - ФГИС ЕГРН). Оператором ФГИС ЕГРН в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 218-ФЗ является ППК "Роскадастр".