Описание аудитОрских процедур
Подборка наиболее важных документов по запросу Описание аудитОрских процедур (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Методика инвестиционного комплаенса электросетевых компаний
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Примечание. Стадия проекта - предынвестиционная. Проверяемая организация - АО "Распределительная сетевая компания". Объекты комплаенса - инвестиционный проект. Описание аудиторских процедур - оценка применимости допущений к прогнозным показателям эффективности проекта.
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Примечание. Стадия проекта - предынвестиционная. Проверяемая организация - АО "Распределительная сетевая компания". Объекты комплаенса - инвестиционный проект. Описание аудиторских процедур - оценка применимости допущений к прогнозным показателям эффективности проекта.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Одним из немногих дел, где вопрос о нарушении лицензиатом обязанности по предоставлению доступа к информационным системам для проведения аудита установленного у него программного обеспечения дошел до суда, было дело, рассмотренное Арбитражным судом Саратовской области по иску Microsoft Ireland Operation Limited против троллейбусного завода ЗАО "Тролза" <1>. Право Microsoft проверять соблюдение лицензиатом условий лицензирования программных продуктов с описанием процедуры аудита было предусмотрено ст. 7 Соглашения Microsoft Business and Services Agreement. Компания Microsoft неоднократно направляла уведомления лицензиату о намерении провести проверку соблюдения условия использования программного обеспечения, но, не получив доступа к его информационным системам и документации, обратилась с иском в суд с требованиями предоставить доступ независимому аудитору истца к системам ответчика с целью проведения проверки, предоставить все необходимые документы для проведения проверки, а также выполнить все иные действия по обоснованному требованию истца или его независимого аудитора с целью проведения проверки. Суд отказал в удовлетворении данных требований, приведя два основных аргумента. Во-первых, отсутствовало юридически действительное соглашение о таком аудите, так как приведенное соглашение Microsoft Business and Services Agreement не содержало подписей уполномоченного лица лицензиата, программы Microsoft были приобретены на основании сублицензионного договора с посредником, в которых отсутствовала отсылка к данному соглашению. Во-вторых, по мнению суда, не были предоставлены доказательства, подтверждающие, что ответчик не выполнил свою обязанность и не предоставил истцу какие-либо сведения по его запросу, не предоставил доступ к системам, поскольку ответчик выразил готовность предоставить "обозрительный доступ" к собственным компьютерам. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав на недостаточную конкретизацию условия об аудите: "В предмете требований не определено, доступ к каким именно системам следует предоставить, какие документы и сведения будут достаточными для проведения проверки и не нарушит ли такое требование прав ответчика как субъекта предпринимательской деятельности" <2>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Одним из немногих дел, где вопрос о нарушении лицензиатом обязанности по предоставлению доступа к информационным системам для проведения аудита установленного у него программного обеспечения дошел до суда, было дело, рассмотренное Арбитражным судом Саратовской области по иску Microsoft Ireland Operation Limited против троллейбусного завода ЗАО "Тролза" <1>. Право Microsoft проверять соблюдение лицензиатом условий лицензирования программных продуктов с описанием процедуры аудита было предусмотрено ст. 7 Соглашения Microsoft Business and Services Agreement. Компания Microsoft неоднократно направляла уведомления лицензиату о намерении провести проверку соблюдения условия использования программного обеспечения, но, не получив доступа к его информационным системам и документации, обратилась с иском в суд с требованиями предоставить доступ независимому аудитору истца к системам ответчика с целью проведения проверки, предоставить все необходимые документы для проведения проверки, а также выполнить все иные действия по обоснованному требованию истца или его независимого аудитора с целью проведения проверки. Суд отказал в удовлетворении данных требований, приведя два основных аргумента. Во-первых, отсутствовало юридически действительное соглашение о таком аудите, так как приведенное соглашение Microsoft Business and Services Agreement не содержало подписей уполномоченного лица лицензиата, программы Microsoft были приобретены на основании сублицензионного договора с посредником, в которых отсутствовала отсылка к данному соглашению. Во-вторых, по мнению суда, не были предоставлены доказательства, подтверждающие, что ответчик не выполнил свою обязанность и не предоставил истцу какие-либо сведения по его запросу, не предоставил доступ к системам, поскольку ответчик выразил готовность предоставить "обозрительный доступ" к собственным компьютерам. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав на недостаточную конкретизацию условия об аудите: "В предмете требований не определено, доступ к каким именно системам следует предоставить, какие документы и сведения будут достаточными для проведения проверки и не нарушит ли такое требование прав ответчика как субъекта предпринимательской деятельности" <2>.
Нормативные акты
"Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)(c) описание аудиторских процедур, выполненных внешним аудитором для оценки надлежащего характера использованной работы.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)(c) описание аудиторских процедур, выполненных внешним аудитором для оценки надлежащего характера использованной работы.
"Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности"
(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)Цель аудита материально-производственных запасов (в дальнейшем - МПЗ) - выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об МПЗ. Данные методические рекомендации содержат описание основных аудиторских процедур, выполнение которых позволяет получить необходимые доказательства для формирования мнения аудитора о достоверности показателей отчетности, отражающих наличие и движение МПЗ. Методика носит рекомендательный характер и может быть принята за основу при разработке внутрифирменных стандартов аудита МПЗ.
(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)Цель аудита материально-производственных запасов (в дальнейшем - МПЗ) - выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об МПЗ. Данные методические рекомендации содержат описание основных аудиторских процедур, выполнение которых позволяет получить необходимые доказательства для формирования мнения аудитора о достоверности показателей отчетности, отражающих наличие и движение МПЗ. Методика носит рекомендательный характер и может быть принята за основу при разработке внутрифирменных стандартов аудита МПЗ.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Должностным лицом ФАС России установлено, что Заказчиком по показателю "Описание методики проведения аудита, ее нацеленность на выявление общих и отраслевых рисков в деятельности АО "Почта России" (далее - Показатель N 1) Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки: "30 баллов - при условии отражения в методике подробного описания подходов к организации проведения аудита и аудиторских процедур, детального описания оценки системы внутреннего контроля бухгалтерского учета (описания ключевых элементов системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которым будет уделено особое внимание)".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Должностным лицом ФАС России установлено, что Заказчиком по показателю "Описание методики проведения аудита, ее нацеленность на выявление общих и отраслевых рисков в деятельности АО "Почта России" (далее - Показатель N 1) Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки: "30 баллов - при условии отражения в методике подробного описания подходов к организации проведения аудита и аудиторских процедур, детального описания оценки системы внутреннего контроля бухгалтерского учета (описания ключевых элементов системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которым будет уделено особое внимание)".
Статья: Этапы проведения аудита учета денежных средств в коммерческой организации
(Глущенко А.В., Татаренко Р.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Проведенное исследование позволило нам выделить этапы и описать процедуры аудиторской проверки кассы.
(Глущенко А.В., Татаренко Р.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Проведенное исследование позволило нам выделить этапы и описать процедуры аудиторской проверки кассы.
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Детально описана процедура привлечения аудиторских организаций экономическими субъектами. В этих целях с учетом практических рекомендаций обозначены критерии отбора экономических субъектов аудиторскими организациями, а также предложены подходы к выбору аудиторских организаций со стороны экономических субъектов. Уделено внимание системе внутреннего контроля аудиторских организаций, представлен образец письма-соглашения о проведении аудита. Кроме того, авторами учебного пособия отслежена процедура планирования аудита, в том числе предварительного планирования, разработки стратегии аудита и плана конкретной аудиторской проверки.
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Детально описана процедура привлечения аудиторских организаций экономическими субъектами. В этих целях с учетом практических рекомендаций обозначены критерии отбора экономических субъектов аудиторскими организациями, а также предложены подходы к выбору аудиторских организаций со стороны экономических субъектов. Уделено внимание системе внутреннего контроля аудиторских организаций, представлен образец письма-соглашения о проведении аудита. Кроме того, авторами учебного пособия отслежена процедура планирования аудита, в том числе предварительного планирования, разработки стратегии аудита и плана конкретной аудиторской проверки.
Статья: Аудит управления персоналом в управляющих организациях
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)Таким образом, стратегия аудита управления персоналом управляющей организации содержит особенности аудиторского задания, сроки аудита, способ и место проведения, прочие общие сведения о проверке. На основании стратегии аудита составляется план аудита. План аудита управления персоналом описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы. Внутренний аудит управления персоналом проводится силами самой управляющей организации по решению ее руководства или собственников. Кроме того, к проведению аудита могут быть привлечены и сторонние специалисты. План внутреннего аудита управления персоналом управляющей организации представлен в табл. 4.
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)Таким образом, стратегия аудита управления персоналом управляющей организации содержит особенности аудиторского задания, сроки аудита, способ и место проведения, прочие общие сведения о проверке. На основании стратегии аудита составляется план аудита. План аудита управления персоналом описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы. Внутренний аудит управления персоналом проводится силами самой управляющей организации по решению ее руководства или собственников. Кроме того, к проведению аудита могут быть привлечены и сторонние специалисты. План внутреннего аудита управления персоналом управляющей организации представлен в табл. 4.