Оплата коммунальных услуг без комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата коммунальных услуг без комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Судом апелляционной инстанции, установлено, что со стороны ПАО "Т Плюс" нарушений прав истцов, как потребителей услуги теплоснабжения, предусмотренных положениями статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", не допущено, поскольку истцу в ответе от 6 сентября 2023 г. была предоставлена исчерпывающая информация о возможности оплаты без комиссии, а также о начислениях и оплатах в актах сверки расчетов за коммунальную услугу по теплоснабжению за период с 1 января 2018 г. В связи с чем, вывод суда, что ответчик исполнил требования пункта 1 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части представления истцу всей необходимой и достоверной информации, касающейся расчетов платы за коммунальную услугу является верным."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.1 "Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований и возложении на ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" обязанности обеспечить возможность оплаты потребителями услуг за поставленный природный газ наличными денежными средствами без взимания комиссии в участке Фроловского района абонентского отдела Иловлинского района ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград", расположенном по адресу: <адрес>, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчик не обеспечил потребителю возможность осуществления оплаты предоставленных коммунальных услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя, без взимания комиссии за осуществление таких операций, являются нарушением требований статей 16.1, 37 Закона N 2300-1, согласно которым не допускается ограничение прав потребителей по выбору способа оплаты предоставленных услуг при осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности по предоставлению ресурса."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О взимании кредитными организациями комиссионного вознаграждения при перечислении физлицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 05-06-11/22773)Кроме того, пунктом 1 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитным организациям предоставлено право в случаях, предусмотренных договором банковского счета, взимать плату за услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Договорами, заключенными банками с поставщиками жилищно-коммунальных услуг - получателями средств, обязанность по оплате комиссионного вознаграждения может быть возложена на получателя средств. В таких случаях плательщик осуществляет оплату жилищно-коммунальных услуг без взимания банковской комиссии.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 05-06-11/22773)Кроме того, пунктом 1 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитным организациям предоставлено право в случаях, предусмотренных договором банковского счета, взимать плату за услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Договорами, заключенными банками с поставщиками жилищно-коммунальных услуг - получателями средств, обязанность по оплате комиссионного вознаграждения может быть возложена на получателя средств. В таких случаях плательщик осуществляет оплату жилищно-коммунальных услуг без взимания банковской комиссии.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Оспариваемым постановлением региональный оператор был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредоставлении потребителю возможности оплатить оказанные ему в августе 2018 года услуги без взимания комиссии. В частности, в выставленном за указанный период счете-извещении, а также иным способом до сведения потребителя не доведена информация о возможности оплатить услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами наличными денежными средствами без взимания оплаты за иные услуги и без начисления комиссии.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Оспариваемым постановлением региональный оператор был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредоставлении потребителю возможности оплатить оказанные ему в августе 2018 года услуги без взимания комиссии. В частности, в выставленном за указанный период счете-извещении, а также иным способом до сведения потребителя не доведена информация о возможности оплатить услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами наличными денежными средствами без взимания оплаты за иные услуги и без начисления комиссии.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.1999 N 41
"Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков"Операции по приему коммунальных и иных платежей от населения и перечислению их на счета юридических лиц, не имеющих расчетных счетов в данном банке, не являются посредническими, так как в соответствии с договором поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия, а по договору комиссии комиссионер обязуется от своего имени, но за счет комитента совершить одну или несколько сделок. В данном же случае банк, будучи специализированным учреждением, осуществлял расчетные операции и не являлся представителем (посредником) по договорам между физическими лицами и коммунальными предприятиями. Сам по себе факт получения банком вознаграждения за совершение расчетных операций и кассовое обслуживание физических лиц не свидетельствует о том, что банком осуществлены посреднические услуги.
"Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков"Операции по приему коммунальных и иных платежей от населения и перечислению их на счета юридических лиц, не имеющих расчетных счетов в данном банке, не являются посредническими, так как в соответствии с договором поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия, а по договору комиссии комиссионер обязуется от своего имени, но за счет комитента совершить одну или несколько сделок. В данном же случае банк, будучи специализированным учреждением, осуществлял расчетные операции и не являлся представителем (посредником) по договорам между физическими лицами и коммунальными предприятиями. Сам по себе факт получения банком вознаграждения за совершение расчетных операций и кассовое обслуживание физических лиц не свидетельствует о том, что банком осуществлены посреднические услуги.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"16. В целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона, иного закона государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения (при предоставлении помещений территориальным, окружным и участковым комиссиям - без возмещения и оплаты комиссиями затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг), в том числе для хранения избирательной документации, документации референдума (до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом) и технологического оборудования участковых комиссий, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанных документации и оборудования, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"16. В целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона, иного закона государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения (при предоставлении помещений территориальным, окружным и участковым комиссиям - без возмещения и оплаты комиссиями затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг), в том числе для хранения избирательной документации, документации референдума (до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом) и технологического оборудования участковых комиссий, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанных документации и оборудования, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу, предоставляемую РСО, в том числе непосредственно в РСО без оплаты комиссии (для граждан).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу, предоставляемую РСО, в том числе непосредственно в РСО без оплаты комиссии (для граждан).
Вопрос: О вопросах и предложениях, касающихся регулирования и развития платежной сферы.
(Письмо Банка России от 27.05.2024 N 45-17/2778)<10> Платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
(Письмо Банка России от 27.05.2024 N 45-17/2778)<10> Платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Вопрос: Какую информацию можно размещать на информационных досках, размещенных в многоквартирных домах?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу, предоставляемую ресурсоснабжающей организацией, в том числе непосредственно в ресурсоснабжающую организацию без оплаты комиссии (для граждан);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу, предоставляемую ресурсоснабжающей организацией, в том числе непосредственно в ресурсоснабжающую организацию без оплаты комиссии (для граждан);
Вопрос: Является ли взимание банками комиссии при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства основанием для обращения в антимонопольный орган?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)В соответствии с пунктом 17.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу, предоставляемую ресурсоснабжающей организацией, в том числе непосредственно в ресурсоснабжающую организацию без оплаты комиссии (для граждан).
("Официальный сайт ФАС России", 2024)В соответствии с пунктом 17.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу, предоставляемую ресурсоснабжающей организацией, в том числе непосредственно в ресурсоснабжающую организацию без оплаты комиссии (для граждан).
Статья: Преобразования в ЖКХ 2024
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)В названном письме было указано, что, принимая во внимание отсутствие в законодательстве РФ запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)В названном письме было указано, что, принимая во внимание отсутствие в законодательстве РФ запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.
Вопрос: Какие расходы нельзя включать в тарифы ЖКХ?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Ответ: Исчерпывающий перечень экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, которые учитываются при расчете тарифов на тепловую энергию, воду, водоотведение и услугу обращения с твердыми коммунальными отходами, определен отраслевыми основами ценообразования, утвержденными Правительством РФ (Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1073, от 13.05.2013 N 406, от 30.05.2016 N 484). К экономически обоснованным расходам организаций относятся производственные расходы, в том числе расходы на оплату труда, ремонты, материалы, амортизацию, энергетические ресурсы и топливо (то есть расходы, непосредственно связанные с производством коммунального ресурса), а также так называемые внереализационные расходы, в том числе сбытовые расходы, и инвестиционные расходы, в том числе расходы, связанные с привлечением заемных средств. Следует отметить, что указанные расходы включаются в состав тарифа только в размере, подтвержденном обосновывающими документами. Тарифы на вышеуказанные коммунальные ресурсы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с отраслевыми основами ценообразования. Следует особо отметить, что на федеральном уровне предусмотрен механизм ограничения роста совокупного платежа граждан за набор коммунальных услуг. С целью недопущения включения необоснованных расходов при установлении тарифов ЖКХ ФАС России на постоянной основе проводит мониторинг и проверочные мероприятия принятых субъектами РФ тарифных решений. Также ФАС России активно работает в направлении мониторинга изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в субъектах (с целью предотвращения нарушения допустимых пределов ее роста). При выявлении нарушений со стороны органов власти субъектов РФ ФАС России выдает обязательные для исполнения предписания об их устранении. К наиболее распространенным выявленным ФАС России нарушениям можно отнести: отсутствие необходимого экономического обоснования расходов, включение в тариф не предусмотренных Основами ценообразования расходов (в том числе комиссия за сбор платежей, проведение рекламных кампаний и пр.).
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Ответ: Исчерпывающий перечень экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, которые учитываются при расчете тарифов на тепловую энергию, воду, водоотведение и услугу обращения с твердыми коммунальными отходами, определен отраслевыми основами ценообразования, утвержденными Правительством РФ (Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1073, от 13.05.2013 N 406, от 30.05.2016 N 484). К экономически обоснованным расходам организаций относятся производственные расходы, в том числе расходы на оплату труда, ремонты, материалы, амортизацию, энергетические ресурсы и топливо (то есть расходы, непосредственно связанные с производством коммунального ресурса), а также так называемые внереализационные расходы, в том числе сбытовые расходы, и инвестиционные расходы, в том числе расходы, связанные с привлечением заемных средств. Следует отметить, что указанные расходы включаются в состав тарифа только в размере, подтвержденном обосновывающими документами. Тарифы на вышеуказанные коммунальные ресурсы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с отраслевыми основами ценообразования. Следует особо отметить, что на федеральном уровне предусмотрен механизм ограничения роста совокупного платежа граждан за набор коммунальных услуг. С целью недопущения включения необоснованных расходов при установлении тарифов ЖКХ ФАС России на постоянной основе проводит мониторинг и проверочные мероприятия принятых субъектами РФ тарифных решений. Также ФАС России активно работает в направлении мониторинга изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в субъектах (с целью предотвращения нарушения допустимых пределов ее роста). При выявлении нарушений со стороны органов власти субъектов РФ ФАС России выдает обязательные для исполнения предписания об их устранении. К наиболее распространенным выявленным ФАС России нарушениям можно отнести: отсутствие необходимого экономического обоснования расходов, включение в тариф не предусмотренных Основами ценообразования расходов (в том числе комиссия за сбор платежей, проведение рекламных кампаний и пр.).
Ситуация: Как выкупить государственную или муниципальную квартиру, предоставленную по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)сведения об отсутствии задолженности по договору коммерческого найма и оплате коммунальных услуг.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)сведения об отсутствии задолженности по договору коммерческого найма и оплате коммунальных услуг.
Статья: Конституционно-судебная оценка пробелов в правовом регулировании
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)в результате отсутствия в системе действующего правового регулирования такого механизма расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, который учитывал бы не только потребление на общедомовые нужды тепловой энергии, поступившей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и использование в указанных целях тепловой энергии, выработанной установленными в отдельных помещениях такого дома индивидуальными источниками тепловой энергии (Постановление от 27 апреля 2021 г. N 16-П);
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)в результате отсутствия в системе действующего правового регулирования такого механизма расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, который учитывал бы не только потребление на общедомовые нужды тепловой энергии, поступившей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и использование в указанных целях тепловой энергии, выработанной установленными в отдельных помещениях такого дома индивидуальными источниками тепловой энергии (Постановление от 27 апреля 2021 г. N 16-П);
Статья: Обеспечение прокурором прав семей участников специальной военной операции
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Благодаря вмешательству прокуратуры списана задолженность участника СВО по уплате пеней, начисленных вследствие несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, проведен перерасчет платы за жилое помещение ввиду временного отсутствия гражданина в жилом помещении. Прокуроры также принимают меры по защите жилищных прав указанной категории лиц из числа детей-сирот. Так, прокуратура при рассмотрении обращения заявительницы о защите жилищных прав ее супруга установила, что решением жилищной комиссии он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На момент обращения в органы прокуратуры он не был обеспечен жилым помещением, проходил службу в зоне СВО. В целях защиты жилищных прав прокуратура внесла представление в администрацию города, которое было рассмотрено и удовлетворено. По договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда предоставлена благоустроенная квартира.
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Благодаря вмешательству прокуратуры списана задолженность участника СВО по уплате пеней, начисленных вследствие несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, проведен перерасчет платы за жилое помещение ввиду временного отсутствия гражданина в жилом помещении. Прокуроры также принимают меры по защите жилищных прав указанной категории лиц из числа детей-сирот. Так, прокуратура при рассмотрении обращения заявительницы о защите жилищных прав ее супруга установила, что решением жилищной комиссии он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На момент обращения в органы прокуратуры он не был обеспечен жилым помещением, проходил службу в зоне СВО. В целях защиты жилищных прав прокуратура внесла представление в администрацию города, которое было рассмотрено и удовлетворено. По договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда предоставлена благоустроенная квартира.
Статья: Компенсация убытков за внесудебную блокировку счетов налоговыми органами
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)Судебная практика. ИП просил взыскать с ИФНС 36 626 руб. 82 коп. Он пояснил, что из-за блокировки счетов налоговиками вынужден был оплачивать повышенные комиссии банку по расчетам с контрагентами - арендную плату арендодателю и оплату коммунальных энергосберегающей организации. Суды в удовлетворении требования отказали, поскольку установили, что у ИП была возможность вносить спорные платежи наличными денежными средствами непосредственно в кассу арендодателя и энергосберегающей организации без оплаты комиссии, но ИП этим не воспользовался (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2021 N Ф10-1295/2020 по делу N А48-3579/2018).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)Судебная практика. ИП просил взыскать с ИФНС 36 626 руб. 82 коп. Он пояснил, что из-за блокировки счетов налоговиками вынужден был оплачивать повышенные комиссии банку по расчетам с контрагентами - арендную плату арендодателю и оплату коммунальных энергосберегающей организации. Суды в удовлетворении требования отказали, поскольку установили, что у ИП была возможность вносить спорные платежи наличными денежными средствами непосредственно в кассу арендодателя и энергосберегающей организации без оплаты комиссии, но ИП этим не воспользовался (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2021 N Ф10-1295/2020 по делу N А48-3579/2018).