Оплата медосмотра за счет фсс
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата медосмотра за счет фсс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 20.1 "Объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы Отделения ФСС РФ необоснованными, для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, прохождение медосмотров является обязательным в силу ст. 220 ТК РФ. Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то соответствующая сумма подлежит компенсации (возмещению) со стороны работодателя. Прохождение предварительных медосмотров по своей сути является допуском к профессиональной деятельности.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы Отделения ФСС РФ необоснованными, для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, прохождение медосмотров является обязательным в силу ст. 220 ТК РФ. Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то соответствующая сумма подлежит компенсации (возмещению) со стороны работодателя. Прохождение предварительных медосмотров по своей сути является допуском к профессиональной деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взносы на страхование от НС и ПЗ: всегда ли надо начислять?
(Зобова Е.П.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 4)ФСС счел, что выплаты на прохождение обязательного медицинского осмотра не являются компенсационными и должны быть включены в базу для начисления страховых взносов, поскольку оплата медицинских осмотров работниками за счет собственных средств с последующим возмещением им данных расходов работодателем трудовым законодательством не предусмотрена. Прохождение обязательного медицинского осмотра работником должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию, с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров, и за счет средств работодателя, и только в этом случае средства на оплату осмотров не будут включаться в базу для исчисления страховых взносов.
(Зобова Е.П.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 4)ФСС счел, что выплаты на прохождение обязательного медицинского осмотра не являются компенсационными и должны быть включены в базу для начисления страховых взносов, поскольку оплата медицинских осмотров работниками за счет собственных средств с последующим возмещением им данных расходов работодателем трудовым законодательством не предусмотрена. Прохождение обязательного медицинского осмотра работником должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию, с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров, и за счет средств работодателя, и только в этом случае средства на оплату осмотров не будут включаться в базу для исчисления страховых взносов.
Статья: Медстраховки корпоративные - анализ споров
(Сергеева Д.)
("Трудовое право", 2020, N 10)Интересным для рассмотрения будет спор между региональным отделением Фонда социального страхования и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения. Данный спор интересен тем, что Верховный Суд высказал свою позицию об обязательных периодических медицинских осмотрах работников, в связи с которыми и возник спор между Фондом и медицинской организацией. Верховный Суд подтвердил выводы нижестоящих инстанций, указав на то, что оплата обязательных периодических медицинских осмотров работников не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку оплата производится за счет собственных средств учреждения, что является гарантией работодателя безопасных условий труда. Кроме того, оплата осмотров не входит в систему оплаты труда, не носит характер вознаграждения в рамках трудовых отношений и не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам (Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2019 N 310-ЭС19-10132 по делу N А84-1891/2018). Аналогичный спор по поводу осмотра работников можно найти в судебной практике Арбитражного суда Уральского округа. В данном судебном разбирательстве кроме субъектов ОМС участвовал также и налоговый орган, который начислил взносы на суммы, выплаченные педагогическим работникам в возмещение затрат на медицинские осмотры. Требования истца-работодателя были удовлетворены - действия налогового органа были признаны недействительными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.12.2019 N Ф09-8600/19 по делу N А76-14135/2019).
(Сергеева Д.)
("Трудовое право", 2020, N 10)Интересным для рассмотрения будет спор между региональным отделением Фонда социального страхования и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения. Данный спор интересен тем, что Верховный Суд высказал свою позицию об обязательных периодических медицинских осмотрах работников, в связи с которыми и возник спор между Фондом и медицинской организацией. Верховный Суд подтвердил выводы нижестоящих инстанций, указав на то, что оплата обязательных периодических медицинских осмотров работников не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку оплата производится за счет собственных средств учреждения, что является гарантией работодателя безопасных условий труда. Кроме того, оплата осмотров не входит в систему оплаты труда, не носит характер вознаграждения в рамках трудовых отношений и не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам (Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2019 N 310-ЭС19-10132 по делу N А84-1891/2018). Аналогичный спор по поводу осмотра работников можно найти в судебной практике Арбитражного суда Уральского округа. В данном судебном разбирательстве кроме субъектов ОМС участвовал также и налоговый орган, который начислил взносы на суммы, выплаченные педагогическим работникам в возмещение затрат на медицинские осмотры. Требования истца-работодателя были удовлетворены - действия налогового органа были признаны недействительными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.12.2019 N Ф09-8600/19 по делу N А76-14135/2019).
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 16.07.2014 N 370н
(ред. от 24.05.2022)
"Об утверждении порядка и условий оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33858)1. Настоящий Порядок определяет условия и устанавливает правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации функций по оплате медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - медицинские организации), услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (далее - оплата услуг), за счет межбюджетных трансфертов, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также порядок формирования родовых сертификатов в виде документов в электронной форме (далее - родовый сертификат).
(ред. от 24.05.2022)
"Об утверждении порядка и условий оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33858)1. Настоящий Порядок определяет условия и устанавливает правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации функций по оплате медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - медицинские организации), услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (далее - оплата услуг), за счет межбюджетных трансфертов, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также порядок формирования родовых сертификатов в виде документов в электронной форме (далее - родовый сертификат).
"Отраслевое соглашение по учреждениям образования, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, на 2023 - 2025 годы"
(утв. Росжелдором, Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей 29.12.2023)7.1.4. В качестве дополнительного источника финансирования мероприятий по охране труда использовать возможность возврата части сумм страховых взносов (до 20 процентов) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение средств индивидуальной защиты, санаторно-курортное лечение Работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обязательных медицинских осмотров в соответствии с принимаемым ежегодно Федеральным законом "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
(утв. Росжелдором, Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей 29.12.2023)7.1.4. В качестве дополнительного источника финансирования мероприятий по охране труда использовать возможность возврата части сумм страховых взносов (до 20 процентов) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение средств индивидуальной защиты, санаторно-курортное лечение Работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обязательных медицинских осмотров в соответствии с принимаемым ежегодно Федеральным законом "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".