Оплата налога по неверным реквизитам
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата налога по неверным реквизитам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Финансовый управляющий обратился в суд с требованием об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные денежные средства, зачисленные на единый налоговый счет должника. Финансовый управляющий указал, что совершил платеж в пользу налогового органа, неверно указав реквизиты должника-1 вместо должника-2. Суд отказал финансовому управляющему, указав, что обязанность налогового органа выяснять природу, а равно источник происхождения денежных средств, вносимых плательщиком или иным лицом за него в качестве ЕНП, в действующем законодательстве отсутствует. Суд заключил, что платеж, произведенный управляющим, поступил на ЕНС и был распределен инспекцией в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Перераспределение денежных средств, учтенных на ЕНС одного налогоплательщика и формирующих его положительное сальдо, возможно в пользу иного налогоплательщика лишь по заявлению первого. Процедура уточнения реквизитов ЕНП и возможность с ее помощью "перенести" ранее внесенные плательщиком денежные средства на единый налоговый счет иного лица или произвести возврат НК РФ не предусмотрена. Позиция управляющего, предлагающего налоговому органу рассматривать происхождение (источник) поступающих от плательщиков денежных средств, противоречит разрешительному типу правового регулирования, доминирующему в налоговом законодательстве, и является необоснованно расширительным толкованием его норм.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Финансовый управляющий обратился в суд с требованием об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные денежные средства, зачисленные на единый налоговый счет должника. Финансовый управляющий указал, что совершил платеж в пользу налогового органа, неверно указав реквизиты должника-1 вместо должника-2. Суд отказал финансовому управляющему, указав, что обязанность налогового органа выяснять природу, а равно источник происхождения денежных средств, вносимых плательщиком или иным лицом за него в качестве ЕНП, в действующем законодательстве отсутствует. Суд заключил, что платеж, произведенный управляющим, поступил на ЕНС и был распределен инспекцией в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Перераспределение денежных средств, учтенных на ЕНС одного налогоплательщика и формирующих его положительное сальдо, возможно в пользу иного налогоплательщика лишь по заявлению первого. Процедура уточнения реквизитов ЕНП и возможность с ее помощью "перенести" ранее внесенные плательщиком денежные средства на единый налоговый счет иного лица или произвести возврат НК РФ не предусмотрена. Позиция управляющего, предлагающего налоговому органу рассматривать происхождение (источник) поступающих от плательщиков денежных средств, противоречит разрешительному типу правового регулирования, доминирующему в налоговом законодательстве, и является необоснованно расширительным толкованием его норм.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с заявлением о включении налоговой задолженности в реестр требований кредиторов. Денежные средства, уплаченные бывшим руководителем должника за общество, не поступали налоговому органу в счет оплаты задолженности общества, а были в связи с неверным указанием реквизитов в платежных документах (вместо ИНН общества указан ИНН бывшего руководителя) зачислены в счет уплаты налогов непосредственно бывшим руководителем. Суд отказал в удовлетворении требований налогового органа, указав, что в чеках-ордерах в поле "назначение платежа" указано на оплату налогов за общество, в качестве получателя платежа назван налоговый орган, на учете в котором стоит общество, реквизиты платежных документов отражают действительное назначение платежей, в связи с чем обязанность по уплате налогов признается исполненной.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с заявлением о включении налоговой задолженности в реестр требований кредиторов. Денежные средства, уплаченные бывшим руководителем должника за общество, не поступали налоговому органу в счет оплаты задолженности общества, а были в связи с неверным указанием реквизитов в платежных документах (вместо ИНН общества указан ИНН бывшего руководителя) зачислены в счет уплаты налогов непосредственно бывшим руководителем. Суд отказал в удовлетворении требований налогового органа, указав, что в чеках-ордерах в поле "назначение платежа" указано на оплату налогов за общество, в качестве получателя платежа назван налоговый орган, на учете в котором стоит общество, реквизиты платежных документов отражают действительное назначение платежей, в связи с чем обязанность по уплате налогов признается исполненной.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первый опыт применения единого налогового счета для бизнеса в России
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)2. Обязанность представлять уведомления об исчисленных суммах налогов отчасти элиминирует эффект снижения административной нагрузки. Одним из принципов функционирования ЕНС является получение информации о начислениях от самого бизнеса <5>. Как следствие, объем отчетной документации, которую теперь требуют налоговые органы, увеличился (что, строго говоря, не соответствует стратегическому вектору цифровизации налогового администрирования, в соответствии с которым они должны взимать налоги так, чтобы для бизнеса при этом оставаться незаметными <6>). Декларации по налогам на прибыль и имущество организаций подаются, как и прежде <7>. Более того, уведомления необходимы даже для уплаты транспортного и земельного налогов, в то время как по ним декларации были отменены <8> как раз потому, что налоговые органы сами рассчитывают обязательства по этим налогам (на основе межведомственного информационного обмена). Дополнительной нагрузкой становятся уведомления и для субъектов малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения (УСН) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Кроме того, при заполнении уведомлений по-прежнему возможно появление ошибок, хотя в качестве одного из ключевых преимуществ ЕНС ФНС России называла возможность платить налоги правильно <9>. На сегодняшний день налоговая служба выделяет целый набор типовых ошибок, при возникновении которых на этапе оформления таких уведомлений налоговый платеж либо будет отклонен, либо приведет к неблагоприятным финансовым последствиям. Так, налогоплательщик может неверно указать налоговый (отчетный) период (тогда не пройдет платеж); ошибиться в КБК и (или) ОКТМО (потребуется заново сформировать и представить уведомление с правильными реквизитами); указать сумму платежа за отчетный период в уведомлении за налоговый период (для налоговой инспекции это будет означать неполную уплату налога с рисками начисления пени налогоплательщику); неверно указать реквизиты в платежном поручении, которое подается вместо уведомления (как отмечено, в этом случае "могут задвоиться начисления") <10>.
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)2. Обязанность представлять уведомления об исчисленных суммах налогов отчасти элиминирует эффект снижения административной нагрузки. Одним из принципов функционирования ЕНС является получение информации о начислениях от самого бизнеса <5>. Как следствие, объем отчетной документации, которую теперь требуют налоговые органы, увеличился (что, строго говоря, не соответствует стратегическому вектору цифровизации налогового администрирования, в соответствии с которым они должны взимать налоги так, чтобы для бизнеса при этом оставаться незаметными <6>). Декларации по налогам на прибыль и имущество организаций подаются, как и прежде <7>. Более того, уведомления необходимы даже для уплаты транспортного и земельного налогов, в то время как по ним декларации были отменены <8> как раз потому, что налоговые органы сами рассчитывают обязательства по этим налогам (на основе межведомственного информационного обмена). Дополнительной нагрузкой становятся уведомления и для субъектов малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения (УСН) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Кроме того, при заполнении уведомлений по-прежнему возможно появление ошибок, хотя в качестве одного из ключевых преимуществ ЕНС ФНС России называла возможность платить налоги правильно <9>. На сегодняшний день налоговая служба выделяет целый набор типовых ошибок, при возникновении которых на этапе оформления таких уведомлений налоговый платеж либо будет отклонен, либо приведет к неблагоприятным финансовым последствиям. Так, налогоплательщик может неверно указать налоговый (отчетный) период (тогда не пройдет платеж); ошибиться в КБК и (или) ОКТМО (потребуется заново сформировать и представить уведомление с правильными реквизитами); указать сумму платежа за отчетный период в уведомлении за налоговый период (для налоговой инспекции это будет означать неполную уплату налога с рисками начисления пени налогоплательщику); неверно указать реквизиты в платежном поручении, которое подается вместо уведомления (как отмечено, в этом случае "могут задвоиться начисления") <10>.
Статья: Зачет суммы государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в другой суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зачет госпошлины, которая была ошибочно оплачена по другим банковским реквизитам, налоговым законодательством не предусмотрен. Согласно пп. 4 п. 13 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства. Оплаченную по ненадлежащим реквизитам сумму суд не примет в подтверждение уплаты госпошлины (Определение Суда по интеллектуальным правам от 25.01.2022 N С01-71/2022 по делу N А40-40102/2021). Возможность во всех без исключения случаях зачета госпошлины, уплаченной по неправильным реквизитам, полностью нивелировала бы принцип территориальности уплаты госпошлины. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, плательщик государственной пошлины обязан верно указать необходимые реквизиты платежа (в частности, должны быть верно указаны номер счета получателя, наименование банка получателя платежа и т.п.), обеспечивая тем самым уплату государственной пошлины по месту совершения юридически значимого действия (Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 N 1721-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маголясова Михаила Алексеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зачет госпошлины, которая была ошибочно оплачена по другим банковским реквизитам, налоговым законодательством не предусмотрен. Согласно пп. 4 п. 13 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства. Оплаченную по ненадлежащим реквизитам сумму суд не примет в подтверждение уплаты госпошлины (Определение Суда по интеллектуальным правам от 25.01.2022 N С01-71/2022 по делу N А40-40102/2021). Возможность во всех без исключения случаях зачета госпошлины, уплаченной по неправильным реквизитам, полностью нивелировала бы принцип территориальности уплаты госпошлины. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, плательщик государственной пошлины обязан верно указать необходимые реквизиты платежа (в частности, должны быть верно указаны номер счета получателя, наименование банка получателя платежа и т.п.), обеспечивая тем самым уплату государственной пошлины по месту совершения юридически значимого действия (Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 N 1721-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маголясова Михаила Алексеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации").
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 26.05.2015 N ММВ-7-6/216@
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя"
(вместе с "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" налоговыми органами и ФКУ "Налог-сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика индивидуального предпринимателя")- предоставление налогоплательщику уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе;
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя"
(вместе с "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" налоговыми органами и ФКУ "Налог-сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика индивидуального предпринимателя")- предоставление налогоплательщику уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе;
Приказ ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@
(ред. от 27.02.2015)
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
(вместе с "Планом мероприятий ввода в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика юридического лица")- предоставление налогоплательщику по запросу уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе;
(ред. от 27.02.2015)
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
(вместе с "Планом мероприятий ввода в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика юридического лица")- предоставление налогоплательщику по запросу уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе;