Определение предмета охраны объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение предмета охраны объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47.3 "Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Таким образом, вне зависимости от наличия либо отсутствия охранного обязательства и определения предмета охраны объекта культурного наследия в охранном обязательстве на собственника законом возложена обязанность соблюдения пунктов 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ."
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2024 N 88-18319/2024 (УИД 04RS0021-01-2023-003925-27)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия.
Обстоятельства: Ответчики, являясь собственниками объекта культурного наследия, не выполняют требования охранного обязательства. Работы по сохранению памятника истории и культуры не выполнены, ответчики за выдачей задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не обращались. Непринятие ответчиками мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, его утраты, ввиду чего нарушаются права и интересы государства.
Решение: Удовлетворено в части.Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, при отсутствии разработанного и утвержденного в соответствии с действующим законодательством предмета охраны объекта культурного наследия необходимо руководствоваться паспортом объекта в части описания всех особенностей данного объекта, послуживших основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и подлежащих обязательному сохранению при производстве работ, придя к выводу, что отсутствие акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, составление которого предусмотрено приказом Минкультуры России от 13 января 2016 г. N 28 "Об утверждении порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Закона N 73-ФЗ", не может являться основанием для не выполнения требований охранного обязательства.
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия.
Обстоятельства: Ответчики, являясь собственниками объекта культурного наследия, не выполняют требования охранного обязательства. Работы по сохранению памятника истории и культуры не выполнены, ответчики за выдачей задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не обращались. Непринятие ответчиками мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, его утраты, ввиду чего нарушаются права и интересы государства.
Решение: Удовлетворено в части.Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, при отсутствии разработанного и утвержденного в соответствии с действующим законодательством предмета охраны объекта культурного наследия необходимо руководствоваться паспортом объекта в части описания всех особенностей данного объекта, послуживших основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и подлежащих обязательному сохранению при производстве работ, придя к выводу, что отсутствие акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, составление которого предусмотрено приказом Минкультуры России от 13 января 2016 г. N 28 "Об утверждении порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Закона N 73-ФЗ", не может являться основанием для не выполнения требований охранного обязательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Важно также отметить, что проведение любых видов работ на объекте культурного наследия должно проводиться с сохранением предмета охраны. Не допускается проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен <1>. В таких случаях необходимо предварительное проведение историко-культурной экспертизы в целях определения предмета охраны.
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Важно также отметить, что проведение любых видов работ на объекте культурного наследия должно проводиться с сохранением предмета охраны. Не допускается проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен <1>. В таких случаях необходимо предварительное проведение историко-культурной экспертизы в целях определения предмета охраны.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования использования территорий, подлежащих археологическим разведкам
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Законодательство о градостроительной деятельности и об охране объектов культурного наследия - это предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. В связи с этим логично предположить, что субъекты РФ должны участвовать в установлении археологических территорий. Вместе с тем Закон N 73-ФЗ замкнул полномочие по определению критериев и установлению границ археологических территорий исключительно на уровень Минкультуры России без возможности передачи этого полномочия на уровень субъектов РФ (подп. 34.2 п. 1 ст. 9). Обратим внимание на то, что вопрос перераспределения компетенции в регулировании археологических территорий между различными органами публичной власти чрезвычайно болезнен для археологического сообщества, представители которого полагают, что система охраны объектов археологического наследия должна быть единой <32>. Вместе с тем, по нашему мнению, нельзя отрицать абсурдность существующей модели, имея в виду следующие обстоятельства.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Законодательство о градостроительной деятельности и об охране объектов культурного наследия - это предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. В связи с этим логично предположить, что субъекты РФ должны участвовать в установлении археологических территорий. Вместе с тем Закон N 73-ФЗ замкнул полномочие по определению критериев и установлению границ археологических территорий исключительно на уровень Минкультуры России без возможности передачи этого полномочия на уровень субъектов РФ (подп. 34.2 п. 1 ст. 9). Обратим внимание на то, что вопрос перераспределения компетенции в регулировании археологических территорий между различными органами публичной власти чрезвычайно болезнен для археологического сообщества, представители которого полагают, что система охраны объектов археологического наследия должна быть единой <32>. Вместе с тем, по нашему мнению, нельзя отрицать абсурдность существующей модели, имея в виду следующие обстоятельства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;
Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. В случае, если интерьер объекта культурного наследия не относится к предмету охраны объекта культурного наследия, требование к обеспечению доступа во внутренние помещения объекта культурного наследия, включенного в реестр, не может быть установлено.
(ред. от 21.12.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. В случае, если интерьер объекта культурного наследия не относится к предмету охраны объекта культурного наследия, требование к обеспечению доступа во внутренние помещения объекта культурного наследия, включенного в реестр, не может быть установлено.