Оптимальный режим налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Оптимальный режим налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 Конституции РФ"По смыслу названных положений Налогового кодекса Российской Федерации и в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации, в частности, в постановлении от 30 января 2001 года N 2-П, федеральный законодатель вправе, руководствуясь положениями статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, при установлении объекта налогообложения и налоговой базы того или иного налога, являющегося частью единой налоговой системы государства, самостоятельно избирать наиболее оптимальные способы учета тех или иных экономически значимых характеристик соответствующего объекта в целях обеспечения справедливого и соразмерного налогообложения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС путем создания искусственных условий, дающих право на освобождение от уплаты НДС в части операций по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в связи с привлечением в качестве исполнителей услуг в пользу управляющей компании индивидуальных предпринимателей и организации. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик (управляющая компания) перевел собственных сотрудников в подконтрольные организации и к индивидуальным предпринимателям для получения права на применение налоговой льготы. Суд признал доначисление НДС неправомерным, поскольку налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности действий общества и контрагентов, а также их влияния на деятельность друг друга, кроме того, контрагенты налогоплательщика осуществляли реальную самостоятельную предпринимательскую деятельность, уплачивали налоги. Привлекаемые предприниматели обладали необходимыми кадровыми ресурсами для осуществления своей деятельности, которые не пересекались с налогоплательщиком. Налоговый орган не представил доказательств подконтрольности предпринимателей налогоплательщику. Сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении льготы по НДС, виды услуг, которые оказывали контрагенты, обусловлены минимальным перечнем, то есть обязательны в силу требований жилищного законодательства. Каких-либо переводов денежных средств от подрядчиков в адрес налогоплательщика налоговым органом не установлено. Налоговый орган не выявил фактов, свидетельствующих о том, что контрагенты осуществляли номинальное управление своей деятельностью и действовали не в собственных интересах, а в интересах управляющей компании. Также налоговый орган не выявил фактов нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивание, возврат денежных средств налогоплательщику). Создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, при этом работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняет несколько взаимозависимых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, законодательству не противоречит. Наличие взаимозависимости не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о совершении операций с целью неуплаты налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС путем создания искусственных условий, дающих право на освобождение от уплаты НДС в части операций по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в связи с привлечением в качестве исполнителей услуг в пользу управляющей компании индивидуальных предпринимателей и организации. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик (управляющая компания) перевел собственных сотрудников в подконтрольные организации и к индивидуальным предпринимателям для получения права на применение налоговой льготы. Суд признал доначисление НДС неправомерным, поскольку налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности действий общества и контрагентов, а также их влияния на деятельность друг друга, кроме того, контрагенты налогоплательщика осуществляли реальную самостоятельную предпринимательскую деятельность, уплачивали налоги. Привлекаемые предприниматели обладали необходимыми кадровыми ресурсами для осуществления своей деятельности, которые не пересекались с налогоплательщиком. Налоговый орган не представил доказательств подконтрольности предпринимателей налогоплательщику. Сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении льготы по НДС, виды услуг, которые оказывали контрагенты, обусловлены минимальным перечнем, то есть обязательны в силу требований жилищного законодательства. Каких-либо переводов денежных средств от подрядчиков в адрес налогоплательщика налоговым органом не установлено. Налоговый орган не выявил фактов, свидетельствующих о том, что контрагенты осуществляли номинальное управление своей деятельностью и действовали не в собственных интересах, а в интересах управляющей компании. Также налоговый орган не выявил фактов нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивание, возврат денежных средств налогоплательщику). Создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, при этом работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняет несколько взаимозависимых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, законодательству не противоречит. Наличие взаимозависимости не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о совершении операций с целью неуплаты налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности: обеспечение реализации принципа нейтральности
(Швед Ю.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Оптимальным признается режим налогообложения добавленной стоимости, который направлен на уравновешивание, с одной стороны, издержек субъектов хозяйствования, связанных с исчислением и уплатой налога в бюджет, а с другой - административных издержек налоговых органов и рисков, связанных с уклонением от уплаты НДС. В случае установления дополнительных административных требований в отношении иностранных субъектов они должны быть соразмерны ситуации и (или) поставленной цели. Иными словами, предъявляемые требования (их комбинация) должны быть соразмерны дополнительному риску, возникающему у налоговых органов при работе с иностранным субъектом, и вместе с тем не должны стать причиной неоправданной (скрытой) дискриминации субъекта или возложения на него необоснованного налогового бремени.
(Швед Ю.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Оптимальным признается режим налогообложения добавленной стоимости, который направлен на уравновешивание, с одной стороны, издержек субъектов хозяйствования, связанных с исчислением и уплатой налога в бюджет, а с другой - административных издержек налоговых органов и рисков, связанных с уклонением от уплаты НДС. В случае установления дополнительных административных требований в отношении иностранных субъектов они должны быть соразмерны ситуации и (или) поставленной цели. Иными словами, предъявляемые требования (их комбинация) должны быть соразмерны дополнительному риску, возникающему у налоговых органов при работе с иностранным субъектом, и вместе с тем не должны стать причиной неоправданной (скрытой) дискриминации субъекта или возложения на него необоснованного налогового бремени.
Статья: Строительство жилых домов: выбор системы налогообложения
(Давыдова О.В.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Общество, применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы" (ставка налога - 6%), заключило с мэрией городского округа долгосрочный договор земельного участка, который планируется выкупить в собственность и разделить на количество участков, равных количеству будущих жилых домов на них. На этих земельных участках общество будет осуществлять строительство коттеджей с общей инфраструктурой коттеджного поселка с привлечением подрядчиков с целью дальнейшей реализации домов (после государственной регистрации) физическим лицам по договорам купли-продажи. Какая система налогообложения оптимальна для общества в описанной ситуации?
(Давыдова О.В.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Общество, применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы" (ставка налога - 6%), заключило с мэрией городского округа долгосрочный договор земельного участка, который планируется выкупить в собственность и разделить на количество участков, равных количеству будущих жилых домов на них. На этих земельных участках общество будет осуществлять строительство коттеджей с общей инфраструктурой коттеджного поселка с привлечением подрядчиков с целью дальнейшей реализации домов (после государственной регистрации) физическим лицам по договорам купли-продажи. Какая система налогообложения оптимальна для общества в описанной ситуации?
Статья: Понятие и система принципов налогового администрирования
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Во-вторых, исследуемый принцип направлен на соблюдение требований экономической соразмерности налогообложения, на создание оптимальных условий функционирования внутренней системы налогообложения, что главным образом сказывается на удобстве налогообложения <25>.
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Во-вторых, исследуемый принцип направлен на соблюдение требований экономической соразмерности налогообложения, на создание оптимальных условий функционирования внутренней системы налогообложения, что главным образом сказывается на удобстве налогообложения <25>.
Статья: Принцип адресности социальной поддержки: содержание и особенности
(Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Направленность современного государства на разрешение социальных проблем и повышение уровня благосостояния граждан внушает надежду, что принцип адресности социальной поддержки станет осевым в развитии социальной политики и его действенная реализация позволит достичь ожидаемых результатов, а именно реальной, качественной, доступной, своевременной и необходимой социальной помощи нуждающимся в ней категориям населения. При этом важно понимать, что специальные меры адресной поддержки обусловлены эффективностью общих мер социальной политики государства. Как справедливо отмечает Н.В. Путило, "...положение с социальными правами - это отражение эффективности государства как управленческого механизма. Достигается эффективность с помощью установления оптимальной системы налогообложения, наличия административных и иных ресурсов для их сбора, грамотного управления государственной собственностью, стимулирования различных институтов гражданского общества к участию в социальной политике государства и т.д." <17>.
(Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Направленность современного государства на разрешение социальных проблем и повышение уровня благосостояния граждан внушает надежду, что принцип адресности социальной поддержки станет осевым в развитии социальной политики и его действенная реализация позволит достичь ожидаемых результатов, а именно реальной, качественной, доступной, своевременной и необходимой социальной помощи нуждающимся в ней категориям населения. При этом важно понимать, что специальные меры адресной поддержки обусловлены эффективностью общих мер социальной политики государства. Как справедливо отмечает Н.В. Путило, "...положение с социальными правами - это отражение эффективности государства как управленческого механизма. Достигается эффективность с помощью установления оптимальной системы налогообложения, наличия административных и иных ресурсов для их сбора, грамотного управления государственной собственностью, стимулирования различных институтов гражданского общества к участию в социальной политике государства и т.д." <17>.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 15.03.2024 N 03-04-05/23598 рассмотрен вопрос о налогообложении дохода в виде арендных платежей в отношении объекта недвижимого имущества, используемого ИП в предпринимательской деятельности. Финансовое ведомство указало, что согласно НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы). По мнению Минфина России, доход в виде арендных платежей в отношении объекта недвижимого имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в установленном порядке в предпринимательской деятельности, относится к доходу от такой предпринимательской деятельности и учитывается в целях налогообложения у такого индивидуального предпринимателя в соответствии с применяемым таким налогоплательщиком режимом налогообложения.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 15.03.2024 N 03-04-05/23598 рассмотрен вопрос о налогообложении дохода в виде арендных платежей в отношении объекта недвижимого имущества, используемого ИП в предпринимательской деятельности. Финансовое ведомство указало, что согласно НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы). По мнению Минфина России, доход в виде арендных платежей в отношении объекта недвижимого имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в установленном порядке в предпринимательской деятельности, относится к доходу от такой предпринимательской деятельности и учитывается в целях налогообложения у такого индивидуального предпринимателя в соответствии с применяемым таким налогоплательщиком режимом налогообложения.
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Все описанное объясняет, почему перенос налогового бремени с труда на экологию является допустимым, но не оптимальным способом экологизации налоговой системы России.
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Все описанное объясняет, почему перенос налогового бремени с труда на экологию является допустимым, но не оптимальным способом экологизации налоговой системы России.