Опубликование списков присяжных заседателей

Подборка наиболее важных документов по запросу Опубликование списков присяжных заседателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 по делу N 77-1815/2024
Приговор: По ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).
Определение: Приговор оставлен без изменения.
Отсутствие в материалах дела полного предварительного списка присяжных заседателей само по себе не влечет незаконности коллегии присяжных, поскольку председательствующим по итогам предварительного судебного заседания был поручен отбор кандидатов в присяжные заседатели в количестве 230 человек согласно требованиям ч. 1 ст. 326 УПК РФ из находящихся в суде общего и запасного списков, которые составляются органами местного самоуправления и публикуются в общем доступе через средства массовой информации, путем случайной выборки, что и было осуществлено путем рассылки приглашений кандидатам в присяжные с одновременным выяснением причин, по которым они не могут являться таковыми, что подтверждено имеющимися в деле копиями уведомлений. Исходя из содержащихся в приглашениях фамилий кандидатов в присяжные заседатели, их извещение производилось в порядке случайной выборки. Впоследствии из явившихся в суд кандидатов в присяжные заседатели, которым были присвоены порядковые номера, в порядке ст. 327 УПК РФ была сформирована коллегия присяжных заседателей в количестве 6 основных и 3 запасных. Сторона защиты не заявляла ни о тенденциозности коллегии присяжных, ни об отводе кого-либо из них на основании отсутствия предварительного списка присяжных заседателей. Оснований полагать, что отсутствие вышеуказанного списка в материалах дела каким-либо образом повлияло на исход дела, не имеется и стороной защиты в жалобе не приведено. Также не имеется оснований полагать, что члены коллегии присяжных не состояли в находящемся в суде общем и запасном списке, формируемом органами местного самоуправления. Приобщения предварительного списка к материалам дела или же его предоставления стороне защиты, как и общего и запасного списков, которые составляются органами местного самоуправления, правила ст. ст. 326, 327 УПК РФ не предусматривают.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.11.2023 N 77-5355/2023
Приговор: По ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).
Определение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В связи с тем, что в опубликованных в средствах массовой информации муниципального образования - Солнечногорский муниципальный район Московской области, действующих на 2022-2025 годы общем и запасном списках, по мнению осужденного Б.В.В. и его защитников, отсутствовали кандидаты в присяжные заседатели ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО12, а кандидаты ФИО14 и ФИО12 значились в Списке кандидатов этого района на 2018-2021 годы, защитниками осужденного Б.В.В. - адвокатами Павловым А.Н. и Аветисяном А.М. ДД.ММ.ГГГГ было заявлено ходатайство об ознакомлении с находящимися в суде списками кандидатов в присяжные заседатели и о роспуске коллегии присяжных, в случае отсутствия вышеуказанных граждан в списках, в удовлетворении которого было отказано, согласно протоколу судебного заседания, в связи с наличием в суде такого списка в электронном виде.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Наказывают ли судьи подсудимого за выбор суда с участием присяжных? Свидетельства недавней реформы в России
(Ходжаева Е.А.)
("Закон", 2021, N 12)
Как встретили эту реформу суды районного звена с учетом того, что она практически не была обеспечена целевым финансированием и Судебный департамент при Верховном Суде РФ был вынужден изыскивать средства из общего бюджета? В каждом районном суде требовалось обустроить инфраструктуру для присяжных - просторный зал, организовать отдельную совещательную комнату, желательно отдельный от публики доступ присяжным в зал и т.п. Лишь некоторые регионы (например, Ростовская область) пошли по пути создания таких условий в крупных городах на базе одного лучше всего оборудованного суда. Большинство российских районных судов было вынуждено приспособить к нововведениям инфраструктуру, которая была в наличии в каждом судебном здании. Всем профессиональным участникам судопроизводства необходимо было пройти обучение этой новой для районного звена форме отправления правосудия. Местным администрациям и работникам аппаратов судов пришлось потратить большие усилия на подготовку списков кандидатов в присяжные заседатели. Быстрый и эффективный рекрутинг присяжных остается для многих большой проблемой, если приходится приступить к рассмотрению дела. Это далеко не полный перечень вызовов и материально-организационных проблем, с которыми столкнулись судьи, аппарат судов районного звена, обвинители и практикующие юристы (адвокаты, представители потерпевших).
Статья: Образ суда присяжных в массовом сознании и возможные меры коррекции этого образа
(Левинсон А.Г.)
("Закон", 2021, N 5)
Замысел законодателя состоит в том, что присяжные заседатели отражают существующее в обществе в целом представление о праве, законе, справедливости и что на основании этого представления заседатели выносят свой вердикт. Но рандомная процедура отбора кандидатов из списков избирателей оказывается недостаточным условием для того, чтобы в коллегии в конечном счете были представлены среднестатистические граждане. "Статистика о том, сколько человек игнорируют повестки или не попадают в коллегии из-за самоотвода, не публикуется. Однако по данным фонда "Общественное мнение", в 2006 году 78% россиян не хотели бы оказаться в числе присяжных" <4>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.
Федеральный закон от 18.12.2001 N 177-ФЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
5) до 31 декабря 2002 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели;