Орден мать героиня

Подборка наиболее важных документов по запросу Орден мать героиня (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о понятийном аппарате семейного права: определение юридических категорий "семья" и "брак"
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)
В истории России существовали периоды либо признания правовых последствий за фактическими сожительствами, либо запрета, либо полного юридического безразличия <22>. Так, дореволюционное брачное право обвиняло в незаконном сожительстве лиц и отрицало возможность охраны прав незаконнорожденных детей. Объяснялась такая позиция тем, что иные правовые установления делали бы внебрачный союз выгоднее и привлекательнее брачного, что немыслимо с точки зрения закона, имеющего в виду идеал нравственности. Хотя требования на обеспечение необходимых потребностей матери и ребенка, таких как жилище, пища, одежда, подлежали удовлетворению со стороны виновного <23>. Советская власть, отказываясь от всего старого, тем не менее сохранила форму учета населения в виде регистрации актов гражданского состояния (рождение, вступление в брак и смерть), передав эти функции НКВД <24>. И если в отношении необходимости записей о рождении и смерти сомнений у молодого государства не было, то в обязательности регистрации брака не было единой позиции. И как результат, в 1926 г. с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке <25> произошла деформализация брака, правовую охрану предоставляли наряду с зарегистрированным и фактическим сожительствам, продвигая идею классиков марксизма-ленинизма о "раскрепощении семьи" <26>. Фактическими стали развод и отцовство. Однако такое законодательное решение не способствовало укреплению семьи как "ячейки общества" и порождало много проблем в правоприменительной практике, особенно при разрешении споров по наследственным делам. Сложность была именно в доказывании самих фактов сожительства или кровного родства <27>. Ситуация была изменена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" <28>, которым было введено требование об обязательности регистрации браков, а лицам, состоявшим в незарегистрированных супружеских союзах, следовало официально оформить свои брачные отношения, указав дату их начала. С принятием этого нормативного правового акта началась "эпоха игнорирования фактических сожительств": если сожители игнорируют право, то и государство игнорирует факт их сожительства. Действительно, одна из функций государственной регистрации брака - это учетная. Государству, бесспорно, необходимо иметь сведения о количестве зарегистрированных браков для правильного планирования государственной семейной политики, но вместе с тем ограниченное признание семейных прав лиц, состоящих в фактических сожительствах, способствовало бы стабильности брака как социального института. Следует разработать критерии для установления охраны прав сожителей, например, длительность и устойчивость отношений (более 5 лет), наличие общих детей, приобретение имущества на общие средства и т.п. Один из аргументов в пользу правовой охраны фактических сожительств - это установление отцовства в отношении детей, рожденных в таких семьях. Законодатель не делает различия между детьми, рожденными у родителей, состоящих или не состоящих в браке, тем самым косвенно признает такой социальный институт, как незарегистрированный брак (супружеский союз). У фактических сожителей должен быть меньше объем взаимных прав и обязанностей, чем у супругов: например, не может быть такого личного неимущественного права - право на общую фамилию, наследственные права в отношении друг друга.

Нормативные акты