Организационно-распорядительные функции
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно-распорядительные функции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание должностным лицом для целей привлечения к административной ответственности лица, представляющего орган власти, учреждение, предприятие
(КонсультантПлюс, 2025)1. Выполнение организационно-распорядительных функций как признак должностного лица для целей привлечения к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)1. Выполнение организационно-распорядительных функций как признак должностного лица для целей привлечения к административной ответственности
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Последствия невыдачи СИЗ работнику (сторожу, уборщице, электрику и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Не привлекают к административной ответственности за невыдачу СИЗ шеф-повару, если согласно должностной инструкции он выполняет организационно-распорядительные функции, не задействован на производстве, связанном с загрязнением
(КонсультантПлюс, 2025)Не привлекают к административной ответственности за невыдачу СИЗ шеф-повару, если согласно должностной инструкции он выполняет организационно-распорядительные функции, не задействован на производстве, связанном с загрязнением
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы эффективности организационно-распорядительных функций и полномочий судебной власти РФ
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7
Готовое решение: Как уволить руководителя (генерального директора) организации
(КонсультантПлюс, 2025)При этом само по себе наличие у руководителя организационно-распорядительных функций в отношении имущества организации, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности не свидетельствуют о возможности его увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Важен в том числе факт выполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обслуживанием денежных или товарных ценностей (наличие полномочий по распоряжению денежными и иными материальными ценностями организации еще не свидетельствует об отнесении руководителя организации к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности). В законе нет исчерпывающего списка должностей, при замещении которых виновные работники могут быть уволены за утрату доверия.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом само по себе наличие у руководителя организационно-распорядительных функций в отношении имущества организации, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности не свидетельствуют о возможности его увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Важен в том числе факт выполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обслуживанием денежных или товарных ценностей (наличие полномочий по распоряжению денежными и иными материальными ценностями организации еще не свидетельствует об отнесении руководителя организации к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности). В законе нет исчерпывающего списка должностей, при замещении которых виновные работники могут быть уволены за утрату доверия.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Статья: Разграничение получения взятки и мошенничества: изменение позиции Пленума не повлекло изменений в судебной практике
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, NN 8, 9)Я.У., занимая должность старшего оперуполномоченного, временно исполняя обязанности начальника, а также занимая должность начальника ОЭБ и ПК ОМВД России по г. Кумертау, выполнял функции представителя власти, наделяющие его обязанностями по проведению проверок заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принятию по таким заявлениям и сообщениям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации; пресечению преступлений и административных правонарушений, а также, обладая организационно-распорядительными функциями и полномочиями в отношении подчиненных сотрудников, зная о нарушениях, допускаемых в сфере оборота алкоголя и спиртосодержащей продукции А.Р.Т., Р.Т. и Е.В., К.Г.А. и В.Т.С., за получаемое от данных лиц регулярное денежное вознаграждение не принимал мер, направленных на пресечение указанных нарушений и привлечение нарушителей к установленной законом ответственности, хотя это входило в его должностные обязанности и компетенцию, заблаговременно доводил до взяткодателей служебную информацию о времени проведения проверочных мероприятий и рейдов, чем помогал им скрывать свою незаконную деятельность. Что же касается того, что В.Т.С. в период регулярного перечисления Я.У. незаконного денежного вознаграждения привлекалась к уголовной и административной ответственности, то, как указала кассационная инстанция со ссылкой на содержание новой редакции п. 24 Постановления N 24, это обстоятельство не повлияло на правильность квалификации судом действия осужденного.
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, NN 8, 9)Я.У., занимая должность старшего оперуполномоченного, временно исполняя обязанности начальника, а также занимая должность начальника ОЭБ и ПК ОМВД России по г. Кумертау, выполнял функции представителя власти, наделяющие его обязанностями по проведению проверок заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принятию по таким заявлениям и сообщениям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации; пресечению преступлений и административных правонарушений, а также, обладая организационно-распорядительными функциями и полномочиями в отношении подчиненных сотрудников, зная о нарушениях, допускаемых в сфере оборота алкоголя и спиртосодержащей продукции А.Р.Т., Р.Т. и Е.В., К.Г.А. и В.Т.С., за получаемое от данных лиц регулярное денежное вознаграждение не принимал мер, направленных на пресечение указанных нарушений и привлечение нарушителей к установленной законом ответственности, хотя это входило в его должностные обязанности и компетенцию, заблаговременно доводил до взяткодателей служебную информацию о времени проведения проверочных мероприятий и рейдов, чем помогал им скрывать свою незаконную деятельность. Что же касается того, что В.Т.С. в период регулярного перечисления Я.У. незаконного денежного вознаграждения привлекалась к уголовной и административной ответственности, то, как указала кассационная инстанция со ссылкой на содержание новой редакции п. 24 Постановления N 24, это обстоятельство не повлияло на правильность квалификации судом действия осужденного.
Статья: Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)Однако суд с увольнением не согласился, пояснив следующее. Действующее законодательство не дает исчерпывающего списка должностей (профессий), при замещении которых к виновным работникам может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение за утрату доверия, поэтому при разрешении каждого конкретного дела необходимо исходить из оценки установленных фактических обстоятельств. Работница занимала должность заместителя финансового директора, у нее были организационно-распорядительные функции в отношении имущества организации, в т.ч. по подписанию финансовых документов по уплате страховых взносов. Однако это само по себе не свидетельствовало об отнесении ее к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности, и, следовательно, возможности уволить ее по спорному основанию не было в принципе (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88-21199/2023).
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)Однако суд с увольнением не согласился, пояснив следующее. Действующее законодательство не дает исчерпывающего списка должностей (профессий), при замещении которых к виновным работникам может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение за утрату доверия, поэтому при разрешении каждого конкретного дела необходимо исходить из оценки установленных фактических обстоятельств. Работница занимала должность заместителя финансового директора, у нее были организационно-распорядительные функции в отношении имущества организации, в т.ч. по подписанию финансовых документов по уплате страховых взносов. Однако это само по себе не свидетельствовало об отнесении ее к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности, и, следовательно, возможности уволить ее по спорному основанию не было в принципе (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88-21199/2023).
Статья: Уголовная ответственность за нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Вопросы квалификации преступлений против порядка несения специальных видов военной службы (научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы" от 18 мая 2023 года N 11)
(Иванов А.Л.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 11)В случаях, когда военнослужащие из состава суточного наряда исполняют организационно-распорядительные функции (дежурные различных нарядов, начальники дежурных смен, патрульных нарядов и т.д.) и нарушают общие должностные обязанности, содеянное ими не может квалифицироваться по ст. ст. 340 - 344 УК РФ (например, начальник караула совершает насильственные действия в отношении подчиненных ему караульных). При этом такое лицо выходит за пределы полномочий по службе, которыми оно наделено, или злоупотребляет ими. Начальники (дежурные) различных нарядов в подобных случаях нарушают положения законов, уставы и иные нормативные акты, в которых сформулированы их права и обязанности как должностного лица, напрямую не связанные с исполнением специальных обязанностей. В таких следственных ситуациях необходима квалификация противоправного деяния по ст. 285 или ст. 286 УК РФ, а иногда и по ст. 293 УК РФ - халатность.
(Иванов А.Л.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 11)В случаях, когда военнослужащие из состава суточного наряда исполняют организационно-распорядительные функции (дежурные различных нарядов, начальники дежурных смен, патрульных нарядов и т.д.) и нарушают общие должностные обязанности, содеянное ими не может квалифицироваться по ст. ст. 340 - 344 УК РФ (например, начальник караула совершает насильственные действия в отношении подчиненных ему караульных). При этом такое лицо выходит за пределы полномочий по службе, которыми оно наделено, или злоупотребляет ими. Начальники (дежурные) различных нарядов в подобных случаях нарушают положения законов, уставы и иные нормативные акты, в которых сформулированы их права и обязанности как должностного лица, напрямую не связанные с исполнением специальных обязанностей. В таких следственных ситуациях необходима квалификация противоправного деяния по ст. 285 или ст. 286 УК РФ, а иногда и по ст. 293 УК РФ - халатность.
Статья: К вопросу о прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в связи с малозначительностью деяния
(Великая Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)По уголовному делу в отношении В., обвинявшегося в даче взятки через посредника в размере 1 000 руб. (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), Махачкалинским районным гарнизонным военным судом отказано в удовлетворении заявленного подсудимым ходатайства о прекращении производства в связи с малозначительностью деяния. Свое решение суд мотивировал тем, что с учетом размера взятки, которую дал подсудимый, уголовным законом общественная опасность такого деяния снижена, но его не исключает, преступление отнесено к категории небольшой тяжести, является коррупционным, совершено в сфере государственной службы, в отношении лица, обладающего организационно-распорядительными функциями по вакцинации населения от новой коронавирусной инфекции, что в силу названных обстоятельств не может быть признано малозначительным. В отношении В. постановлен обвинительный приговор <10>.
(Великая Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)По уголовному делу в отношении В., обвинявшегося в даче взятки через посредника в размере 1 000 руб. (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), Махачкалинским районным гарнизонным военным судом отказано в удовлетворении заявленного подсудимым ходатайства о прекращении производства в связи с малозначительностью деяния. Свое решение суд мотивировал тем, что с учетом размера взятки, которую дал подсудимый, уголовным законом общественная опасность такого деяния снижена, но его не исключает, преступление отнесено к категории небольшой тяжести, является коррупционным, совершено в сфере государственной службы, в отношении лица, обладающего организационно-распорядительными функциями по вакцинации населения от новой коронавирусной инфекции, что в силу названных обстоятельств не может быть признано малозначительным. В отношении В. постановлен обвинительный приговор <10>.
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)Суд признал К. должностным лицом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим функции представителя власти, а также организационно-распорядительные функции в государственном учреждении. Хотя К. по общему правилу как руководитель юридического лица (начальник центра ФКУ) действует без доверенности от его имени и обладает правом заключения контрактов <9>, из приговора в части перечисления обязанностей виновного как начальника центра ФКУ не следует вывод о наличии у К. организационно-распорядительных полномочий в сфере закупок. Например, даже приведенная в приговоре обязанность "обеспечение осуществления закупок, в том числе заключения контрактов" является по своей сути организационной. Обеспечение заключения контрактов (т.е. техническая, организационная деятельность) не является полномочием, реализация которого влечет определенные юридические последствия в смысле п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". К. не мог являться должностным лицом и как руководитель контрактной службы ФКУ.
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)Суд признал К. должностным лицом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим функции представителя власти, а также организационно-распорядительные функции в государственном учреждении. Хотя К. по общему правилу как руководитель юридического лица (начальник центра ФКУ) действует без доверенности от его имени и обладает правом заключения контрактов <9>, из приговора в части перечисления обязанностей виновного как начальника центра ФКУ не следует вывод о наличии у К. организационно-распорядительных полномочий в сфере закупок. Например, даже приведенная в приговоре обязанность "обеспечение осуществления закупок, в том числе заключения контрактов" является по своей сути организационной. Обеспечение заключения контрактов (т.е. техническая, организационная деятельность) не является полномочием, реализация которого влечет определенные юридические последствия в смысле п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". К. не мог являться должностным лицом и как руководитель контрактной службы ФКУ.
Статья: Общественное место
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем Постановлением Московского городского суда от 20.02.2017 N 4а-7686/2016 отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей. Суд указал, что факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома по указанному в протоколе адресу сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. Суд отметил отсутствие у лица умысла именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем Постановлением Московского городского суда от 20.02.2017 N 4а-7686/2016 отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей. Суд указал, что факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома по указанному в протоколе адресу сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. Суд отметил отсутствие у лица умысла именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.
Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основанием для отнесения должностного лица к субъекту ответственности как по ст. 290 УК РФ, так и по ст. 285 УК РФ могут являться лишь такие полномочия по руководству коллективом или отдельными работниками, которые позволяют осуществлять организационно-распорядительные функции (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2025 N 15-УДП25-2-К1).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основанием для отнесения должностного лица к субъекту ответственности как по ст. 290 УК РФ, так и по ст. 285 УК РФ могут являться лишь такие полномочия по руководству коллективом или отдельными работниками, которые позволяют осуществлять организационно-распорядительные функции (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2025 N 15-УДП25-2-К1).
Статья: Об ответственности за злоупотребление полномочиями частными нотариусами
(Бриллиантов А.В., Скляров С.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 8)Исходя из изложенного можно утверждать, что частный нотариус обладает и административно-хозяйственными, и организационно-распорядительными функциями.
(Бриллиантов А.В., Скляров С.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 8)Исходя из изложенного можно утверждать, что частный нотариус обладает и административно-хозяйственными, и организационно-распорядительными функциями.
Статья: Ответственность за оскорбление должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Там же (п. 4) говорится, что под организационно-распорядительными функциями понимают полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Там же (п. 4) говорится, что под организационно-распорядительными функциями понимают полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Следует особо отметить, что президиумы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции не участвуют в осуществлении правосудия, а выполняют исключительно организационно-распорядительные функции. Таким образом исключается возможность коррупционного воздействия на судей при принятии ими процессуальных решений со стороны руководящих судебных структур.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Следует особо отметить, что президиумы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции не участвуют в осуществлении правосудия, а выполняют исключительно организационно-распорядительные функции. Таким образом исключается возможность коррупционного воздействия на судей при принятии ими процессуальных решений со стороны руководящих судебных структур.