Органы исполнительной власти уполномоченные давать разъяснения законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы исполнительной власти уполномоченные давать разъяснения законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 28.12.2021 по делу N 33а-3002/2021
Категория спора: Земельный налог.
Требования налогоплательщика: Об обязании произвести перерасчет земельного налога.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком незаконно отказано в удовлетворении заявления о перерасчете земельного налога.
Решение: Отказано.Кроме того, указанное письмо ФНС России не носит обязывающего характера, поскольку основано на письме Минэкономразвития России от 11.10.2017 N Д23и-5890, где изложена правовая позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России и содержится оговорка, согласно которой в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также не уполномочено давать правовую оценку действиям государственных регистраторов.
Категория спора: Земельный налог.
Требования налогоплательщика: Об обязании произвести перерасчет земельного налога.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком незаконно отказано в удовлетворении заявления о перерасчете земельного налога.
Решение: Отказано.Кроме того, указанное письмо ФНС России не носит обязывающего характера, поскольку основано на письме Минэкономразвития России от 11.10.2017 N Д23и-5890, где изложена правовая позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России и содержится оговорка, согласно которой в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также не уполномочено давать правовую оценку действиям государственных регистраторов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Кто вправе заниматься официальным толкованием нормативно-правовых актов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На практике в РФ разъяснения к нормативно-правовым актам в рамках своей компетенции также дают, к примеру, Правительство РФ, отдельные министерства и ведомства, Центральная избирательная комиссия и др. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" официальное разъяснение или толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов. Таким образом, орган государственной власти может только высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителя (см., напр., Письмо Минэкономразвития России от 28.05.2019 N Д22и-17463, Письмо Минстроя России от 27.04.2018 N 19369-НС/07, в котором указано, что в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На практике в РФ разъяснения к нормативно-правовым актам в рамках своей компетенции также дают, к примеру, Правительство РФ, отдельные министерства и ведомства, Центральная избирательная комиссия и др. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" официальное разъяснение или толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов. Таким образом, орган государственной власти может только высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителя (см., напр., Письмо Минэкономразвития России от 28.05.2019 N Д22и-17463, Письмо Минстроя России от 27.04.2018 N 19369-НС/07, в котором указано, что в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
(постатейный)
(Корякин В.М., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Очеретько Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)К органам исполнительной власти, уполномоченным давать разъяснения законодательства по вопросам социального обеспечения, относятся: Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости РФ.
(постатейный)
(Корякин В.М., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Очеретько Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)К органам исполнительной власти, уполномоченным давать разъяснения законодательства по вопросам социального обеспечения, относятся: Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости РФ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 N 17-П
"По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации"В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция Российской Федерации не предоставляет Государственной Думе соответствующего права.
"По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации"В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция Российской Федерации не предоставляет Государственной Думе соответствующего права.