Органы контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства

Подборка наиболее важных документов по запросу Органы контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)
С.Ю. Головина формулирует понятие защиты трудовых прав в узком смысле слова - как деятельность уполномоченных органов по предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав. Такими полномочиями наделены органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, статус которых определен в гл. 57 ТК РФ [4, с. 362].
Статья: Защита прав и законных интересов работников как задача трудового законодательства
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)
Рассматриваются отдельные несовершенства законодательного регулирования способов защиты трудовых прав работников. Доказывается, что препятствование работнику в осуществлении самозащиты трудовых прав может быть квалифицировано как административное правонарушение, подпадающее под признаки ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Обращается внимание на то, что трудовой закон обязывает профессиональные союзы защищать права только своих членов; однако в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" эта организация должна защищать не только членов профсоюза, но и всех работников. В связи с этим предлагается внести изменения в Закон о профсоюзах и ТК РФ. Отмечается, что при принятии локальных нормативных актов работодатель обязан запросить мнение профессионального союза (что, однако, не мешает ему принять акт даже при несогласии с ним профсоюза). Между тем положение об оплате труда и премировании работников можно включить в содержание коллективного договора, который принимается совместно работодателем и профсоюзом. Но работодатель может отказаться от внесения соответствующих правил в коллективный договор, чтобы не учитывать мнение профсоюза. Для исключения такой ситуации автор предлагает внести изменения в ТК РФ. Раскрывая роль органов контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства в защите трудовых прав, автор подчеркивает, что подчиненность инспекторов труда Министерству труда и социальной защиты РФ не позволяет говорить об их независимости. Обращается внимание на то, что в соответствии со ст. 398 ТК РФ к коллективному трудовому спору относятся также неурегулированные разногласия между сторонами трудовых отношений в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением ими своих обязательств по коллективному договору или соглашению. Доказывается, что, поскольку такое нарушение непосредственно затрагивает права участников трудовых правоотношений и его следует квалифицировать как нарушение норм трудового законодательства, коллективный трудовой спор может стать предметом разбирательства в суде общей юрисдикции.

Нормативные акты

Приказ Минтруда России от 20.07.2023 N 595н
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2023 N 75670)
Зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2023 г. N 75670