Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти

Подборка наиболее важных документов по запросу Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 333.37 "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ"Пунктом 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46) разъяснено, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции, таковым является, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в системе публичной власти
(Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)
Конституция РФ в ст. 12 констатирует признание и гарантирование местного самоуправления, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья: Публичная власть в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Шайхутдинова Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)
При этом среди теоретиков права возникла научная дискуссия, предметом которой стал вопрос о характере взаимоотношений между органами, входящими в единую систему публичной власти. В частности, неоднозначно оценивался сам принцип единства системы публичной власти, имеется в виду прежде всего его потенциальное противоречие ст. 12 Конституции России, которая декларирует невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Одни авторы утверждали об искажении смысла указанной нормы Конституции РФ и встраивании муниципальной власти в систему государственной власти <13>, другие же придерживались мнения, что включение принципа единства системы публичной власти в положения Основного Закона России регламентировало наиболее тесную взаимосвязь органов государственной власти и местного самоуправления <14>. Данная проблематика рассматривалась Конституционным Судом РФ в Заключении от 16 марта 2020 г. N 1-З <15>, в котором было однозначно заключено, что категория единой системы публичной власти проистекает из таких терминов, как "государство" и "государственность", представляющих собой политический союз (объединение) российского многонационального народа, и, как следствие, органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти на основании положений ст. 12 Конституции РФ, являются элементом единой системы публичной власти политического союза (объединения) российского многонационального народа. Также отмечается, что, несмотря на то что гл. 1 Конституции России не подлежит изменениям, в связи с чем принцип единства системы публичной власти не нашел нормативного закрепления в ней, он имплицитно следует из ряда конституционных положений (преамбулы, ст. 1, ч. 1 и ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, п. "н" ч. 1 ст. 72). Функциональное предназначение единства системы публичной власти состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности государства, которые, в свою очередь, предопределяют вектор развития правовой системы, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, что предполагает согласованное взаимодействие всех элементов, входящих в единую систему публичной власти.

Нормативные акты

"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.