Органы валютного регулирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы валютного регулирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Принудительная ликвидация коммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)...Таможня провела проверку соблюдения ООО... валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, связанных с валютными операциями по внешнеторговым контрактам... налоговыми органами в отношении ООО... неоднократно признавались недостоверными сведения об адресе государственной регистрации.
(КонсультантПлюс, 2025)...Таможня провела проверку соблюдения ООО... валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, связанных с валютными операциями по внешнеторговым контрактам... налоговыми органами в отношении ООО... неоднократно признавались недостоверными сведения об адресе государственной регистрации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Заем.
Может ли иностранная валюта быть объектом договора займа
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Помимо запрета на сделки с иностранной валютой на территории РФ между резидентами ст. 15.25 КоАП РФ содержит норму, предусматривающую ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 24.05.2006 по делу N А49-13188/2005-95ОП/2).
Может ли иностранная валюта быть объектом договора займа
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Помимо запрета на сделки с иностранной валютой на территории РФ между резидентами ст. 15.25 КоАП РФ содержит норму, предусматривающую ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 24.05.2006 по делу N А49-13188/2005-95ОП/2).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Статья 5. Органы валютного регулирования
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Статья 5. Органы валютного регулирования
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)24. В соответствии с ч. 24 комментируемой статьи на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между нерезидентами распространены требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)24. В соответствии с ч. 24 комментируемой статьи на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между нерезидентами распространены требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля.
Статья: Подотчетное лицо - иностранный сотрудник
(Каравайкина Е.Е.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность на основании законодательства РФ (ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ).
(Каравайкина Е.Е.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность на основании законодательства РФ (ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 09.08.2023 N КВ-4-17/10219 <Об административной ответственности резидентов за незаконные валютные операции>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)Далее контролеры заострили внимание на примечании 10 к статье 15.25 "Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" Кодекса об административных правонарушениях. Там прописано следующее. Ответственность за ряд нарушений по этой статье (в том числе за незаконные валютные операции) к резиденту не применяется, если требования валютного законодательства не выполнены в период с 23 февраля 2022 года по 31 декабря 2023 года из-за недружественных действий (санкций) тех или иных государств. В иных случаях действуют общие положения КоАП РФ, причем при привлечении лица к ответственности нужно выяснить его вину в проступке. Необходимо рассмотреть все обстоятельства, которыми руководствовался резидент при принятии решения о валютных операциях.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)Далее контролеры заострили внимание на примечании 10 к статье 15.25 "Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" Кодекса об административных правонарушениях. Там прописано следующее. Ответственность за ряд нарушений по этой статье (в том числе за незаконные валютные операции) к резиденту не применяется, если требования валютного законодательства не выполнены в период с 23 февраля 2022 года по 31 декабря 2023 года из-за недружественных действий (санкций) тех или иных государств. В иных случаях действуют общие положения КоАП РФ, причем при привлечении лица к ответственности нужно выяснить его вину в проступке. Необходимо рассмотреть все обстоятельства, которыми руководствовался резидент при принятии решения о валютных операциях.
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании);
(КонсультантПлюс, 2025)выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании);
Статья: Валютное право в изменяющемся мире: динамика парадигмы и новые тенденции
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Специальные признаки валютных правоотношений были предметом изучения профессором И.И. Кучеровым, по мнению которого отличительной особенностью отношений, складывающихся при совершении валютных операций, является наличие иностранного элемента в объекте или субъекте, а отношений, возникающих в процессе осуществления валютного регулирования или валютного контроля, - специальный субъектный состав (органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля) <11>. Выделение специфических черт валютных правоотношений является очень важным с научной и практической точек зрения, так как в условиях отождествления российским законодательством понятий валюты и денег <12>, появления легальной категории "цифровая валюта" и доктринальной - "криптовалюта" позволяет отграничить валютные правоотношения от смежных правоотношений в сфере денежного обращения и расчетов, что, в свою очередь, способствует правильной идентификации правоотношений и корректному применению правовых норм к той или иной практической ситуации.
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Специальные признаки валютных правоотношений были предметом изучения профессором И.И. Кучеровым, по мнению которого отличительной особенностью отношений, складывающихся при совершении валютных операций, является наличие иностранного элемента в объекте или субъекте, а отношений, возникающих в процессе осуществления валютного регулирования или валютного контроля, - специальный субъектный состав (органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля) <11>. Выделение специфических черт валютных правоотношений является очень важным с научной и практической точек зрения, так как в условиях отождествления российским законодательством понятий валюты и денег <12>, появления легальной категории "цифровая валюта" и доктринальной - "криптовалюта" позволяет отграничить валютные правоотношения от смежных правоотношений в сфере денежного обращения и расчетов, что, в свою очередь, способствует правильной идентификации правоотношений и корректному применению правовых норм к той или иной практической ситуации.
Статья: Понятие автоматизации процесса фиксирования административных правонарушений в сфере таможенного дела
(Лексашов С.Э.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Введение. Российская Федерация в настоящее время проходит путь становления цифровой культуры и внедрения ее в как можно большие аспекты жизни. Деятельность государственных органов в настоящий момент невозможна без информационных технологий и технических средств. Начиная с 2008 г. в Российской Федерации используются стационарные комплексы видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения с централизованной системой обработки информации, установленные в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" <1>. Таможенная служба Российской Федерации также заинтересована в процессе внедрения автоматизированных систем в свою деятельность. Однако любые процессы, связанные с общественной жизнью в правовом государстве, должны быть законодательно регламентированы и урегулированы в случае возникновения спорных ситуаций. С этой целью в главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) указаны 6 составов административных правонарушений в области таможенного дела. Согласно Показателям правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации <2> наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено именно по статьям главы 16 КоАП РФ. Стоить заметить, что административные правонарушения в сфере таможенного дела не ограничиваются только лишь главой 16 КоАП РФ. По составам, не относящимся к нарушениям таможенных правил, наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждается за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ), за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).
(Лексашов С.Э.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Введение. Российская Федерация в настоящее время проходит путь становления цифровой культуры и внедрения ее в как можно большие аспекты жизни. Деятельность государственных органов в настоящий момент невозможна без информационных технологий и технических средств. Начиная с 2008 г. в Российской Федерации используются стационарные комплексы видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения с централизованной системой обработки информации, установленные в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" <1>. Таможенная служба Российской Федерации также заинтересована в процессе внедрения автоматизированных систем в свою деятельность. Однако любые процессы, связанные с общественной жизнью в правовом государстве, должны быть законодательно регламентированы и урегулированы в случае возникновения спорных ситуаций. С этой целью в главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) указаны 6 составов административных правонарушений в области таможенного дела. Согласно Показателям правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации <2> наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено именно по статьям главы 16 КоАП РФ. Стоить заметить, что административные правонарушения в сфере таможенного дела не ограничиваются только лишь главой 16 КоАП РФ. По составам, не относящимся к нарушениям таможенных правил, наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждается за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ), за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также нужно иметь в виду, что приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения, регулируемые иными нормативными правовыми актами. Поэтому если налоговый орган, осуществляя административную деятельность, реализует свои полномочия, вытекающие из иных нормативных правовых актов, то положения Налогового кодекса Российской Федерации к обжалованию его решений, действий (бездействия) в этом случае не применимы. Это, например, касается полномочий налоговых органов, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в рамках применения которого налоговые органы наделены правом по вынесению предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, которые подлежат оспариванию по общим правилам безотносительно к требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (см. об этом, например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 78-КА19-2).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также нужно иметь в виду, что приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения, регулируемые иными нормативными правовыми актами. Поэтому если налоговый орган, осуществляя административную деятельность, реализует свои полномочия, вытекающие из иных нормативных правовых актов, то положения Налогового кодекса Российской Федерации к обжалованию его решений, действий (бездействия) в этом случае не применимы. Это, например, касается полномочий налоговых органов, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в рамках применения которого налоговые органы наделены правом по вынесению предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, которые подлежат оспариванию по общим правилам безотносительно к требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (см. об этом, например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 78-КА19-2).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим актом является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который согласно его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ <241>) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой России, внутренними ценными бумагами за пределами территории России, цифровыми правами на территории России, валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, цифровыми правами, не являющимися валютными ценностями, на территории России, валютой России, внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим актом является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который согласно его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ <241>) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой России, внутренними ценными бумагами за пределами территории России, цифровыми правами на территории России, валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, цифровыми правами, не являющимися валютными ценностями, на территории России, валютой России, внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Статья: Либерализация административной ответственности за правонарушения в экономической сфере
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В качестве конкретных форм либерализации административной ответственности в экономической сфере следует назвать: расширение возможности замены административного штрафа на предупреждение, предоставление возможности уплаты штрафа в размере половины, назначение одного наказания за несколько однородных правонарушений. Применительно к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования с 24 июля 2022 г. подлежали прекращению находящиеся в производстве дела об административных правонарушениях и исполнение постановлений о наложении наказаний за невыполнение с 23 февраля 2022 г. требований ряда частей ст. 15.25 КоАП РФ, если оно было обусловлено применением ограничительных мер недружественными странами <12>. Таким образом, либерализация административной ответственности в экономической сфере в данном случае явилась отражением оперативности государственного регулирования конкретной сферы общественных отношений (в рассматриваемом примере - валютной сферы) и может, на наш взгляд, позиционироваться одновременно в качестве одной из мер государственной поддержки бизнеса в сложных экономических условиях.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В качестве конкретных форм либерализации административной ответственности в экономической сфере следует назвать: расширение возможности замены административного штрафа на предупреждение, предоставление возможности уплаты штрафа в размере половины, назначение одного наказания за несколько однородных правонарушений. Применительно к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования с 24 июля 2022 г. подлежали прекращению находящиеся в производстве дела об административных правонарушениях и исполнение постановлений о наложении наказаний за невыполнение с 23 февраля 2022 г. требований ряда частей ст. 15.25 КоАП РФ, если оно было обусловлено применением ограничительных мер недружественными странами <12>. Таким образом, либерализация административной ответственности в экономической сфере в данном случае явилась отражением оперативности государственного регулирования конкретной сферы общественных отношений (в рассматриваемом примере - валютной сферы) и может, на наш взгляд, позиционироваться одновременно в качестве одной из мер государственной поддержки бизнеса в сложных экономических условиях.
Ситуация: Какие гарантии предоставляются участникам амнистии капитала?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Освобождение от административной ответственности распространяется, например, на непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 140-ФЗ; Примечания 2, 3 к ст. 14.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Освобождение от административной ответственности распространяется, например, на непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 140-ФЗ; Примечания 2, 3 к ст. 14.1 КоАП РФ).