ОСАГО изменения 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу ОСАГО изменения 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2022 N 88-6144/2022 по делу N 2-629/2021
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: О возложении обязанности внести изменения в договор.
Обстоятельства: Суд исходил из недоказанности факта некачественно оказанной страховщиком услуги по внесению изменений в полис ОСАГО. Страховщиком учтены требование письменного заявления страхователя об изменении его места проживания, а также отсутствие иных поданных в страховую компанию заявлений, касающихся изменения периода страхования.
Решение: Отказано.Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался статьями 936, 940 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 9, 15, 16 Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пунктами 1.9, 1.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П, и исходил из недоказанности факта некачественно оказанной страховщиком услуги по внесению изменений в полис ОСАГО Д. в части периода страхования, так как при внесении изменений в полис ОСАГО от 17 февраля 2020 года страховщиком учтено требование письменного заявления Д. от 4 февраля 2020 года об изменении ее места проживания, а также отсутствие иных поданных в страховую компанию заявлений, касающихся изменения периода страхования.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: О возложении обязанности внести изменения в договор.
Обстоятельства: Суд исходил из недоказанности факта некачественно оказанной страховщиком услуги по внесению изменений в полис ОСАГО. Страховщиком учтены требование письменного заявления страхователя об изменении его места проживания, а также отсутствие иных поданных в страховую компанию заявлений, касающихся изменения периода страхования.
Решение: Отказано.Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался статьями 936, 940 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 9, 15, 16 Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пунктами 1.9, 1.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П, и исходил из недоказанности факта некачественно оказанной страховщиком услуги по внесению изменений в полис ОСАГО Д. в части периода страхования, так как при внесении изменений в полис ОСАГО от 17 февраля 2020 года страховщиком учтено требование письменного заявления Д. от 4 февраля 2020 года об изменении ее места проживания, а также отсутствие иных поданных в страховую компанию заявлений, касающихся изменения периода страхования.
Перспективы и риски арбитражного спора: Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО): Страховщик хочет признать договор ОСАГО недействительным, так как Страхователь предоставил заведомо ложные сведения при заключении договора
(КонсультантПлюс, 2024)Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 N 09АП-4882/2020 по делу N А40-156881/2019 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2020 N Ф05-10798/2020 по делу N А40-156881/2019)
(КонсультантПлюс, 2024)Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 N 09АП-4882/2020 по делу N А40-156881/2019 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2020 N Ф05-10798/2020 по делу N А40-156881/2019)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебные экспертизы по спорам, вытекающим из договоров страхования транспортных средств
(Филиппов А.Е.)
("Судья", 2021, N 2)<11> См.: Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СЗ РФ. 2020. N 22. Ст. 3382.
(Филиппов А.Е.)
("Судья", 2021, N 2)<11> См.: Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СЗ РФ. 2020. N 22. Ст. 3382.
Статья: Перспективы обязательного страхования в Российской Федерации
(Белоусова Т.А.)
("Финансы", 2022, N 5)Завершая анализ показателей, характеризующих состояние и эффективность проведения обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, остановимся на динамике численности незастрахованных владельцев автотранспорта. За последние 5 лет, увы, наблюдаются неуклонное снижение доли застрахованных по ОСАГО и, следовательно, неуклонный рост доли отказавшихся от страхования ответственности. В 2020 г. доля не желающих покупать ОСАГО составила, по нашим расчетам, 34,16%, то есть на практике более трети автовладельцев используют автотранспортное средство без страховой защиты. В 2014 г. доля незастрахованных по нашим расчетам составляла 23,5%. По мнению экспертов, рост численности незастрахованных является как симптомом, так и причиной проблем с доступностью страхования. Это подтверждается данными о повышении тарифа на 40 - 60% в 2015 г. и дальнейшей его корректировкой за счет повышающих коэффициентов. Изменение страхового покрытия в сторону увеличения не изменило отношения к ОСАГО, поскольку большую часть страхователей, по нашим наблюдениям, вполне устраивал ранее существовавший лимит. Таким образом, в 2020 г. в систему ОСАГО, по нашим расчетам, не поступило более 79 млрд руб. Безусловно, причинами роста численности незастрахованных автовладельцев в последние годы являются и общеэкономические проблемы, пандемическая обстановка, экономические санкции, колебания валютного курса и другие факторы.
(Белоусова Т.А.)
("Финансы", 2022, N 5)Завершая анализ показателей, характеризующих состояние и эффективность проведения обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, остановимся на динамике численности незастрахованных владельцев автотранспорта. За последние 5 лет, увы, наблюдаются неуклонное снижение доли застрахованных по ОСАГО и, следовательно, неуклонный рост доли отказавшихся от страхования ответственности. В 2020 г. доля не желающих покупать ОСАГО составила, по нашим расчетам, 34,16%, то есть на практике более трети автовладельцев используют автотранспортное средство без страховой защиты. В 2014 г. доля незастрахованных по нашим расчетам составляла 23,5%. По мнению экспертов, рост численности незастрахованных является как симптомом, так и причиной проблем с доступностью страхования. Это подтверждается данными о повышении тарифа на 40 - 60% в 2015 г. и дальнейшей его корректировкой за счет повышающих коэффициентов. Изменение страхового покрытия в сторону увеличения не изменило отношения к ОСАГО, поскольку большую часть страхователей, по нашим наблюдениям, вполне устраивал ранее существовавший лимит. Таким образом, в 2020 г. в систему ОСАГО, по нашим расчетам, не поступило более 79 млрд руб. Безусловно, причинами роста численности незастрахованных автовладельцев в последние годы являются и общеэкономические проблемы, пандемическая обстановка, экономические санкции, колебания валютного курса и другие факторы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации";
(ред. от 25.12.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации";