Осмотр при налоговой проверке
Подборка наиболее важных документов по запросу Осмотр при налоговой проверке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Заявитель обратился в суд с требованием признать незаконными действия (бездействие) налогового органа по проведению осмотра и выемки, изъятию предметов и документов и их невозвращению. Заявитель указал, что не является лицом, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, соответственно, осмотр его помещений и выемка документов неправомерны. Суд установил, что производство выемки было обусловлено тем, что при анализе финансово-хозяйственной деятельности выявлена группа налогоплательщиков, действующих как единый хозяйствующий субъект, использующих схему дробления бизнеса, что позволяет существенно снизить налоговую нагрузку. Налоговый орган не смог идентифицировать проверяемого налогоплательщика и отличить имущество одной организации от другой: в регистрационных документах налогоплательщика отсутствует конкретизация номеров помещений, в которых он осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, по одному адресу было зарегистрировано несколько юридических лиц, находящиеся в кабинетах сотрудники не смогли пояснить, в какой организации они работают. Суд отметил, что все изымаемые документы и предметы были предоставлены на обозрение понятым, были зачитаны и названы их индивидуальные признаки, иные документы налоговый орган не изымал и из помещений не выносил, а не относящиеся к проверке документы возвратил. Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что налоговый орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Заявитель обратился в суд с требованием признать незаконными действия (бездействие) налогового органа по проведению осмотра и выемки, изъятию предметов и документов и их невозвращению. Заявитель указал, что не является лицом, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, соответственно, осмотр его помещений и выемка документов неправомерны. Суд установил, что производство выемки было обусловлено тем, что при анализе финансово-хозяйственной деятельности выявлена группа налогоплательщиков, действующих как единый хозяйствующий субъект, использующих схему дробления бизнеса, что позволяет существенно снизить налоговую нагрузку. Налоговый орган не смог идентифицировать проверяемого налогоплательщика и отличить имущество одной организации от другой: в регистрационных документах налогоплательщика отсутствует конкретизация номеров помещений, в которых он осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, по одному адресу было зарегистрировано несколько юридических лиц, находящиеся в кабинетах сотрудники не смогли пояснить, в какой организации они работают. Суд отметил, что все изымаемые документы и предметы были предоставлены на обозрение понятым, были зачитаны и названы их индивидуальные признаки, иные документы налоговый орган не изымал и из помещений не выносил, а не относящиеся к проверке документы возвратил. Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что налоговый орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)5. Могут ли проводить осмотр вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)5. Могут ли проводить осмотр вне рамок налоговых проверок
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам2.7.6. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.6. Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.6. Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку (налоговый мониторинг), могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица (лица, в отношении которого проводится налоговый мониторинг) либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (лицом, в отношении которого проводится налоговый мониторинг).
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку (налоговый мониторинг), могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица (лица, в отношении которого проводится налоговый мониторинг) либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (лицом, в отношении которого проводится налоговый мониторинг).
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)По вопросу законности проведения (в рамках выездной и камеральной налоговой проверки) осмотра территории и помещений, принадлежащих не проверяемому налогоплательщику, а его контрагенту или третьим лицам, имелись решения судов как в пользу налогоплательщиков <1>, так и в пользу налоговых органов <2>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)По вопросу законности проведения (в рамках выездной и камеральной налоговой проверки) осмотра территории и помещений, принадлежащих не проверяемому налогоплательщику, а его контрагенту или третьим лицам, имелись решения судов как в пользу налогоплательщиков <1>, так и в пользу налоговых органов <2>.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 01.02.2023 N 03-02-07/8170 <О подтверждении полномочий представителя налогоплательщика-организации и основаниях проведения выемки документов и предметов и осмотра при выездной налоговой проверке>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6
Вопрос: О подтверждении полномочий представителя налогоплательщика-организации и основаниях проведения выемки документов и предметов и осмотра при выездной налоговой проверке.
(Письмо Минфина России от 01.02.2023 N 03-02-07/8170)Вопрос: О подтверждении полномочий представителя налогоплательщика-организации и основаниях проведения выемки документов и предметов и осмотра при выездной налоговой проверке.
(Письмо Минфина России от 01.02.2023 N 03-02-07/8170)Вопрос: О подтверждении полномочий представителя налогоплательщика-организации и основаниях проведения выемки документов и предметов и осмотра при выездной налоговой проверке.
Статья: Судебная доктрина "добросовестного налогового администрирования" как способ защиты процессуальных прав налогоплательщиков
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Немаловажно, что реализация прав налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки тесно связана с установленными законом ограничениями в адрес налоговых органов. Так, инспекция не вправе производить осмотр помещений и территории без присутствия налогоплательщика, при условии что последний был надлежащим образом уведомлен. Допускается проведение осмотра документов и предметов вне рамок налоговой проверки, однако это возможно лишь в отношении информации, уже находящейся у налогового органа в установленном порядке, либо при наличии согласия со стороны налогоплательщика.
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Немаловажно, что реализация прав налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки тесно связана с установленными законом ограничениями в адрес налоговых органов. Так, инспекция не вправе производить осмотр помещений и территории без присутствия налогоплательщика, при условии что последний был надлежащим образом уведомлен. Допускается проведение осмотра документов и предметов вне рамок налоговой проверки, однако это возможно лишь в отношении информации, уже находящейся у налогового органа в установленном порядке, либо при наличии согласия со стороны налогоплательщика.
Готовое решение: Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговой инспекции
(КонсультантПлюс, 2025)штрафа за отказ в ходе налоговой проверки в доступе к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий в размере 10 000 руб. (примечание к ст. 2.4, ст. 19.7.6 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)штрафа за отказ в ходе налоговой проверки в доступе к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий в размере 10 000 руб. (примечание к ст. 2.4, ст. 19.7.6 КоАП РФ);
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Из административных дел, которые можно отнести к тем, что связаны с налоговыми нарушениями, сами налоговые органы рассматривают только дела о незаконном отказе инспектору в доступе для проведения осмотра территорий и помещений при проведении налоговой проверки (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Из административных дел, которые можно отнести к тем, что связаны с налоговыми нарушениями, сами налоговые органы рассматривают только дела о незаконном отказе инспектору в доступе для проведения осмотра территорий и помещений при проведении налоговой проверки (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Сообразно с отмеченной целью и руководствуясь положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ непосредственно в протоколе о производстве выемки возможно уведомить лицо, у которого производится выемка, о вызове его в налоговый орган, вынесший решение о проведении выездной налоговой проверки, для осуществления осмотра изъятых документов и предметов, оформления протокола контрольного мероприятия по правилам статьи 92 и статьи 99 НК РФ с составлением описей с точным указанием наименования, количества документов и предметов, а также индивидуальных признаков предметов (их стоимости).
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Сообразно с отмеченной целью и руководствуясь положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ непосредственно в протоколе о производстве выемки возможно уведомить лицо, у которого производится выемка, о вызове его в налоговый орган, вынесший решение о проведении выездной налоговой проверки, для осуществления осмотра изъятых документов и предметов, оформления протокола контрольного мероприятия по правилам статьи 92 и статьи 99 НК РФ с составлением описей с точным указанием наименования, количества документов и предметов, а также индивидуальных признаков предметов (их стоимости).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Право налогового органа на проведение осмотра взаимосвязано с регламентацией порядка доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки. Пункты 2 и 3 ст. 91 НК РФ закрепляют, что должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Право налогового органа на проведение осмотра взаимосвязано с регламентацией порядка доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки. Пункты 2 и 3 ст. 91 НК РФ закрепляют, что должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.