Осмотр территории налоговым органом

Подборка наиболее важных документов по запросу Осмотр территории налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, НДФЛ, единый налог по УСН, сделав вывод об утрате налогоплательщиком права на применение ЕНВД и УСН. При определении налоговых обязательств инспекцией применялся расчетный метод. Суд признал доначисление правомерным. Суд установил, что в ходе проверки налогоплательщик не представил первичные бухгалтерские и иные документы, необходимые для определения размера полученных доходов и произведенных расходов, сославшись на прекращение обязанности по их хранению. Также налогоплательщик ссылался на некорректность запроса инспекцией сведений об аналогичных налогоплательщиках и, соответственно, неверное определение налоговых обязательств. Суд указал, что налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений налогоплательщика, непредставления необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Определение сумм налогов на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках не является единственно возможным способом расчета налоговых обязательств. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике. В данном случае расчет был произведен на основании сведений, содержащихся в платежных документах, выписках о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя, полученных от контрагентов информации и документов, а также документов, полученных в ходе камеральных налоговых проверок. Суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода инспекция правомерно использовала имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: ФНС злоупотребляет правами: как защитить бизнес?
(Варганова О.)
("Административное право", 2020, N 4)
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной им в решении от 10.06.2019 N АКПИ19-296, осмотр налоговыми органами территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения проверяемого налогоплательщика, разъяснения ФНС России по указанному вопросу (письмо от 16.10.2015 N СД-4-3/18072) устанавливают не предусмотренные Кодексом полномочия в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, они фактически через правоприменительную деятельность налоговых органов оказывают общерегулирующее воздействие на налоговые правоотношения, которые выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) пункта 1 статьи 92 Кодекса во взаимосвязи с его статьями 31 и 82 и влекут изменение правового регулирования. Иные нарушения и несоблюдение налоговиками требований НК РФ также могут явиться основанием для отмены решения по налоговой проверке. Однако для этого такие нарушения должны приводить к принятию неправомерного решения. То есть оспариваемые действия не только должны противоречить закону, но и напрямую нарушать права проверяемого лица. Наличия одних только процедурных недочетов и нарушений здесь будет недостаточно для отмены решения.

Нормативные акты

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 08.07.2024, с изм. от 18.07.2024)
Статья 19.7.6. Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка