Основание проведения осмотра налоговым органом

Подборка наиболее важных документов по запросу Основание проведения осмотра налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Сотрудники инспекции провели осмотр помещения, документов и предметов одного лица (арендодателя) на основании постановлений о проведении осмотра территорий, помещений лица, документов и предметов, о производстве выемки, изъятия документов и предметов другого лица (арендатора). Общество (арендодатель) обратилось в суд с требованием признать действия инспекции незаконными. Поскольку налоговый орган не указал в акте налоговой проверки третьего лица и не подтвердил суду документально, что данные организации являются аффилированными, суд указал на неправомерность осмотра и выемки имущества и документов одного лица при проведении контрольных мероприятий в отношении другого лица. Само по себе наличие между данными лицами договорных отношений не является основанием для проведения осмотра и выемки. Суд признал незаконными действия налогового органа по производству выемки и осмотра.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 92 "Осмотр" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Сотрудники инспекции провели осмотр помещения, документов и предметов одного лица (арендодателя) на основании постановлений о проведении осмотра территорий, помещений лица, документов и предметов, о производстве выемки, изъятия документов и предметов другого лица (арендатора). Общество (арендодатель) обратилось в суд с требованием признать действия инспекции незаконными. Поскольку налоговый орган не указал в акте налоговой проверки третьего лица и не подтвердил суду документально, что данные организации являются аффилированными, суд указал на неправомерность осмотра и выемки имущества и документов одного лица при проведении контрольных мероприятий в отношении другого лица. Само по себе наличие между данными лицами договорных отношений не является основанием для проведения осмотра и выемки. Суд признал незаконными действия налогового органа по производству выемки и осмотра.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2021 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 4)
Суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика оснований для отказа проверяющим в допуске на свою территорию для проведения осмотра. Соответственно, действия налогового органа по составлению акта соответствуют требованиям подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89, п. 3 ст. 91 НК РФ и не нарушают права и законные интересы налогоплательщика (Определение ВС РФ от 11.03.2021 N 304-ЭС21-820 по делу N А02-215/2020).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФСуд установил, что в отношении предпринимателя была проведена камеральная проверка, в ходе которой был осуществлен осмотр помещений и территорий. При этом у налогового органа отсутствовали основания для проведения такого осмотра.

Нормативные акты

Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@
(ред. от 09.01.2023)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)
Приложение N 14
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>
Суды двух инстанций согласились с позицией общества и пришли к выводу о том, что полномочия налогового органа по производству осмотра и выемки ограничены помещениями и документами (предметами) проверяемого лица; взаимозависимость проверяемого лица и его контрагента не является основанием для проведения любых предусмотренных для налоговой проверки контрольных мероприятий в отношении контрагента.