Основания для освобождения от исполнительского сбора
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для освобождения от исполнительского сбора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Уменьшение исполнительского сбора или освобождение от его уплаты в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2024)"...Иные лица [за исключением субъектов предпринимательской деятельности - ред.] могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора..."
(КонсультантПлюс, 2024)"...Иные лица [за исключением субъектов предпринимательской деятельности - ред.] могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора..."
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Недофинансирование или отсутствие финансирования учреждения (унитарного предприятия) само по себе не является основанием для освобождения его от ответственности
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 113, 123.22, п. 1 ст. 401 ГК РФОтсутствие у должника в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, если должник не принимал все меры с целью надлежащего исполнения этих требований.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 113, 123.22, п. 1 ст. 401 ГК РФОтсутствие у должника в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, если должник не принимал все меры с целью надлежащего исполнения этих требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как добиться освобождения от исполнительского сбора
(КонсультантПлюс, 2024)1. В каких случаях могут освободить от взыскания исполнительского сбора
(КонсультантПлюс, 2024)1. В каких случаях могут освободить от взыскания исполнительского сбора
Статья: Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Прежде из ст. 112 Закона об исполнительном производстве следовали только два основания для освобождения должников от данного вида ответственности: обстоятельства непреодолимой силы для предпринимателей, отсутствие вины и принятие необходимых мер по исполнению для физических лиц; предоставление отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта. Негласно перечень дополнялся в методических рекомендациях для ФССП, изложенных в письме ФССП России от 8 июля 2014 года N 0001/16, арестом счетов должника до истечения срока на добровольное исполнение. В настоящее время правоприменительная практика формирует устойчивое представление о моратории как автономном основании для освобождения от исполнительского сбора. При этом допустимость неисполнения требования исполнительного документа в данном случае прямо санкционирована государством. Если ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве возлагала на должника обязанность уведомить судебного пристава о невозможности исполнения (представить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы), то анализ мораторной практики демонстрирует, что такого уведомления не требуется. Исполнительное производство по умолчанию подлежит приостановлению, а исполнительский сбор, как следствие, не взыскивается.
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Прежде из ст. 112 Закона об исполнительном производстве следовали только два основания для освобождения должников от данного вида ответственности: обстоятельства непреодолимой силы для предпринимателей, отсутствие вины и принятие необходимых мер по исполнению для физических лиц; предоставление отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта. Негласно перечень дополнялся в методических рекомендациях для ФССП, изложенных в письме ФССП России от 8 июля 2014 года N 0001/16, арестом счетов должника до истечения срока на добровольное исполнение. В настоящее время правоприменительная практика формирует устойчивое представление о моратории как автономном основании для освобождения от исполнительского сбора. При этом допустимость неисполнения требования исполнительного документа в данном случае прямо санкционирована государством. Если ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве возлагала на должника обязанность уведомить судебного пристава о невозможности исполнения (представить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы), то анализ мораторной практики демонстрирует, что такого уведомления не требуется. Исполнительное производство по умолчанию подлежит приостановлению, а исполнительский сбор, как следствие, не взыскивается.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.