Основания для отказа в ликвидации юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказа в ликвидации юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 31 "Отказ в возбуждении исполнительного производства" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Кроме того, судами отмечено, что статьей 31 Закона N 229-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства и такое основание, как прекращение деятельности филиала организации не входит в указанный перечень."
Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2023 N 310-ЭС23-10336 по делу N А83-22385/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков в связи с неправомерными действиями ликвидатора общества.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как на момент утверждения промежуточного и ликвидационного балансов фонд не являлся кредитором общества. Фонд, зная о том, что общество не признает наличия перед ним какой-либо задолженности, не воспользовался своим правом обратиться с требованием к ликвидатору, а затем, в случае отказа, в суд. В рамках иных дел не установлено нарушений процедуры ликвидации общества.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судебными инстанциями приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел N А83-20551/2018, А83-15822/2019, А83-12433/2021, свидетельствующие о соблюдении Обществом и его ликвидатором требований закона при ликвидации юридического лица. Ликвидатором опубликованы в средствах массовой информации сведения о предстоящей ликвидации и срок заявления требований кредиторов; в установленный срок претензий Фонд не предъявил, в регистрирующий орган с возражениями по форме Р38001 относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении Общества не обращался; документов, подтверждающих наличие оснований для отказа в государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не представил. Требования о включении в промежуточный ликвидационный баланс Фонд в соответствии с гражданским законодательством в ликвидационную комиссию не предъявлял, разногласия по включению требований в реестр кредиторов в суд не заявлял.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков в связи с неправомерными действиями ликвидатора общества.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как на момент утверждения промежуточного и ликвидационного балансов фонд не являлся кредитором общества. Фонд, зная о том, что общество не признает наличия перед ним какой-либо задолженности, не воспользовался своим правом обратиться с требованием к ликвидатору, а затем, в случае отказа, в суд. В рамках иных дел не установлено нарушений процедуры ликвидации общества.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судебными инстанциями приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел N А83-20551/2018, А83-15822/2019, А83-12433/2021, свидетельствующие о соблюдении Обществом и его ликвидатором требований закона при ликвидации юридического лица. Ликвидатором опубликованы в средствах массовой информации сведения о предстоящей ликвидации и срок заявления требований кредиторов; в установленный срок претензий Фонд не предъявил, в регистрирующий орган с возражениями по форме Р38001 относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении Общества не обращался; документов, подтверждающих наличие оснований для отказа в государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не представил. Требования о включении в промежуточный ликвидационный баланс Фонд в соответствии с гражданским законодательством в ликвидационную комиссию не предъявлял, разногласия по включению требований в реестр кредиторов в суд не заявлял.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 <205>, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 <205>, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц.
Статья: Налоговики вправе провести выездную проверку и после составления промежуточного ликвидационного баланса
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 07.10.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)1. Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
"О несостоятельности (банкротстве)"
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 07.10.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)1. Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.