Основания для применения мер безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для применения мер безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль уголовного права в системе обеспечения мер безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
(Усачева Е.А.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Когда же речь идет об охране и защите прав должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, не представляется возможным отождествление этих понятий. Видится недопустимым стирание границ между ними. Так, например, охрана права предшествует его защите, так как целью охраны, в рассматриваемой нами плоскости, является недопущение нарушения прав путем преступного посягательства на определенные блага. Примером тому служит институт мер безопасности, закрепленный в Федеральном законе N 45-ФЗ. При этом законодатель обращает внимание на то, что основанием для применения мер безопасности выступают данные в достаточном количестве, которые должны свидетельствовать о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица. Таким образом, охрана направлена на недопущение совершения преступлений и выражается в совокупности средств, призванных "оберегать" объект, обеспечить его сохранность.
(Усачева Е.А.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Когда же речь идет об охране и защите прав должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, не представляется возможным отождествление этих понятий. Видится недопустимым стирание границ между ними. Так, например, охрана права предшествует его защите, так как целью охраны, в рассматриваемой нами плоскости, является недопущение нарушения прав путем преступного посягательства на определенные блага. Примером тому служит институт мер безопасности, закрепленный в Федеральном законе N 45-ФЗ. При этом законодатель обращает внимание на то, что основанием для применения мер безопасности выступают данные в достаточном количестве, которые должны свидетельствовать о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица. Таким образом, охрана направлена на недопущение совершения преступлений и выражается в совокупности средств, призванных "оберегать" объект, обеспечить его сохранность.
Статья: О соотношении категорий "форма", "вид" и "мера" административного принуждения
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Примером комплексного подхода к трактовке понятия "административное принуждение" может служить отнесение предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <16> (далее - УИК РФ) мер безопасности (ст. 86 УИК РФ) в отношении осужденных к мерам административно-правового принуждения. Являясь по своей сути самостоятельным институтом уголовно-исполнительного права, институт мер безопасности имеет все характерные признаки, присущие административному принуждению, так как, во-первых, он реализуется в деятельности должностных лиц соответствующего федерального органа исполнительной власти (в сфере государственного управления), во-вторых, основания и порядок применения мер безопасности закреплены в административно-правовом акте (Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <17>). Данный подход позволяет говорить нам о том, что фактически вся правоприменительная деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации по применению мер государственно-властного воздействия в отношении граждан и организаций может быть отнесена именно к административному принуждению. В данном случае в основу отнесения мер принудительного государственного воздействия к мерам административного принуждения положен такой критерий, как статус субъекта права, наделенного властно-распорядительными полномочиями (должностное лицо органа государственного управления). При этом правовой статус другого участника правоотношения может не учитываться. Представленный подход, как нам представляется, выходит за рамки административно-правового регулирования в чистом виде.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Примером комплексного подхода к трактовке понятия "административное принуждение" может служить отнесение предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <16> (далее - УИК РФ) мер безопасности (ст. 86 УИК РФ) в отношении осужденных к мерам административно-правового принуждения. Являясь по своей сути самостоятельным институтом уголовно-исполнительного права, институт мер безопасности имеет все характерные признаки, присущие административному принуждению, так как, во-первых, он реализуется в деятельности должностных лиц соответствующего федерального органа исполнительной власти (в сфере государственного управления), во-вторых, основания и порядок применения мер безопасности закреплены в административно-правовом акте (Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <17>). Данный подход позволяет говорить нам о том, что фактически вся правоприменительная деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации по применению мер государственно-властного воздействия в отношении граждан и организаций может быть отнесена именно к административному принуждению. В данном случае в основу отнесения мер принудительного государственного воздействия к мерам административного принуждения положен такой критерий, как статус субъекта права, наделенного властно-распорядительными полномочиями (должностное лицо органа государственного управления). При этом правовой статус другого участника правоотношения может не учитываться. Представленный подход, как нам представляется, выходит за рамки административно-правового регулирования в чистом виде.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)Статья 86. Меры безопасности и основания их применения
(ред. от 25.10.2024)Статья 86. Меры безопасности и основания их применения