Основания для признания нормативного правового акта недействующим

Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для признания нормативного правового акта недействующим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2024)
Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим нормативного правового акта, которым определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.11.2021 N АКПИ21-747
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 1.2, 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины и приложения N 3, утв. Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 542.
Ссылка административного истца на противоречие оспариваемых положений Типового договора содержанию положений о заказниках, принятых Правительством Иркутской области, не может являться основанием для признания оспариваемых положений недействующими, поскольку нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не подлежит проверке на соответствие актам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющим меньшую юридическую силу.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Практика применения судами общей юрисдикции норм об оспаривании нормативных правовых актов
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)
Таким образом, в судебной практике сложился весьма позитивный подход, обеспечивающий восстановление прав с их последующей реализацией, который исходит из того, что возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы лица: утрата актом юридической силы не является безусловным препятствием для реализации предусмотренного в ст. 46 Конституции Российской Федерации <11> права на судебную защиту. Наличие или отсутствие оснований для признания нормативного правового акта недействующим устанавливается в процессе судебного разбирательства.
Статья: Страхование военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации: особенности правоприменительной практики
(Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 5)
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Отказывая Д.А.П. в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по данному административному делу такое основание для признания примечания к Перечню в оспариваемой части недействующим отсутствует.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
1. Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим полностью нормативного правового акта, которым на основании соответствующих норм федерального законодательства определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
1. Судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.