Основания для проникновения в жилое помещение
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проникновения в жилое помещение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация принципа неприкосновенности жилища в деятельности правоохранительных органов
(Лизунов А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 2)Во-первых, такое основание для проникновения в жилое помещение, как спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, следовало бы исключить из положений федеральных законов, посвященных деятельности правоохранительных органов вообще. Суть в том, что нарушение права граждан на неприкосновенность жилища является уголовно наказуемым деянием, за которое ст. 139 УК РФ предусмотрена ответственность. Однако не будем забывать, что уголовному праву известно и такое обстоятельство, исключающее преступность, как крайняя необходимость, закрепленное в ст. 39 УК РФ. С этой точки зрения полагаем, что сотрудник правоохранительных органов, как и любой другой гражданин, вправе войти в любое жилое помещение для спасения жизни граждан и (или) их имущества, независимо от того, происходит это в условиях чрезвычайной ситуации, массовых беспорядков или нет. Необходимо лишь при этом принимать во внимание, что ценность имущества, которое спасает сотрудник правоохранительных органов либо любой другой гражданин, должна быть соразмерна ценности ограничиваемого при этом права на неприкосновенность жилища. "Правомерность причинения вреда при крайней необходимости обусловливается тем, - пишет Г.Ф. Хаметдинова, - что оно совершается ради предотвращения еще большего вреда - в этом заключается общественная значимость деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости" <2>. В противном случае будет иметь место превышение пределов крайней необходимости, влекущее за собой наступление уголовной ответственности.
(Лизунов А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 2)Во-первых, такое основание для проникновения в жилое помещение, как спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, следовало бы исключить из положений федеральных законов, посвященных деятельности правоохранительных органов вообще. Суть в том, что нарушение права граждан на неприкосновенность жилища является уголовно наказуемым деянием, за которое ст. 139 УК РФ предусмотрена ответственность. Однако не будем забывать, что уголовному праву известно и такое обстоятельство, исключающее преступность, как крайняя необходимость, закрепленное в ст. 39 УК РФ. С этой точки зрения полагаем, что сотрудник правоохранительных органов, как и любой другой гражданин, вправе войти в любое жилое помещение для спасения жизни граждан и (или) их имущества, независимо от того, происходит это в условиях чрезвычайной ситуации, массовых беспорядков или нет. Необходимо лишь при этом принимать во внимание, что ценность имущества, которое спасает сотрудник правоохранительных органов либо любой другой гражданин, должна быть соразмерна ценности ограничиваемого при этом права на неприкосновенность жилища. "Правомерность причинения вреда при крайней необходимости обусловливается тем, - пишет Г.Ф. Хаметдинова, - что оно совершается ради предотвращения еще большего вреда - в этом заключается общественная значимость деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости" <2>. В противном случае будет иметь место превышение пределов крайней необходимости, влекущее за собой наступление уголовной ответственности.
Статья: Критический взгляд на проекты Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Соколов А.Ю., Лакаев О.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 8)Одним из препятствий для своевременного осуществления привода является отсутствие законных оснований для проникновения сотрудников органов внутренних дел против воли подлежащего приводу лица в его жилище. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В числе правовых оснований проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, установленных ч. 3 ст. 15 Закона о полиции, необходимость осуществления привода не указана. Соответственно, представляется возможным предусмотреть в проекте ПКоАП РФ правила вынесения судебного постановления о приводе, если исполнение данной меры сопряжено с проникновением в жилище помимо воли проживающих в нем лиц. Этим будет обеспечиваться явка подлежащих приводу лиц в сроки, установленные для рассмотрения дела об административном правонарушении.
(Соколов А.Ю., Лакаев О.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 8)Одним из препятствий для своевременного осуществления привода является отсутствие законных оснований для проникновения сотрудников органов внутренних дел против воли подлежащего приводу лица в его жилище. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В числе правовых оснований проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, установленных ч. 3 ст. 15 Закона о полиции, необходимость осуществления привода не указана. Соответственно, представляется возможным предусмотреть в проекте ПКоАП РФ правила вынесения судебного постановления о приводе, если исполнение данной меры сопряжено с проникновением в жилище помимо воли проживающих в нем лиц. Этим будет обеспечиваться явка подлежащих приводу лиц в сроки, установленные для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024)3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
(ред. от 08.08.2024)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024)3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О федеральной службе безопасности"в) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 настоящего Федерального закона;
(ред. от 08.08.2024)
"О федеральной службе безопасности"в) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 настоящего Федерального закона;