Основания для проведения проверки роспотребнадзора

Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проведения проверки роспотребнадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 9 "Организация и проведение плановой проверки" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""Правильно применив указанные выше нормы действующего законодательства, с учетом позиции высшего суда, установленных выше обстоятельств проведения Управлений Роспотребнадзора в отношении ООО "Максима групп" проверок, в их совокупности, суды обоснованно заключили, что срок, предусмотренный статьей 9 Закона N 294-ФЗ, распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица, сделав правомерный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для проведения плановой проверки общества в 2021 году."
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.10.2023 по делу N 33-38286/2023
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: О признании действий противоправными, понуждении прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.
Обстоятельства: Истец указал, что компания ответчика объявила о приостановке ввоза и производства в РФ своей продукции, в результате чего российские потребители лишаются возможности обратиться за ремонтом и техническим обслуживанием товара, в том числе на платной основе, и, как следствие, продолжить использовать товар в течение установленного срока службы, истец считает, что указанные действия противоречат законодательству РФ о защите прав потребителей и нарушают права и законные интересы российских потребителей.
Решение: Отказано.
Относительно заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, которое полагало обоснованными исковые требования, суд отметил, что представленные истцом документы нельзя признать протоколом или иным документом о выявленных нарушениях, а могут является основанием для проведения проверки органами государственного надзора и органами местного самоуправления изложенных в них предположений о нарушений прав потребителей и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, но никак не доказательством нарушения ответчиком прав потребителей. В данном случае таких документов не представлено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Охрана и защита прав предпринимателей в контрольно-надзорной сфере
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)
В силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП административные расследования проводятся лишь после выявления административного правонарушения и только в случаях, когда осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 КоАП. Однако на практике такие расследования проводятся для выявления административных правонарушений и привлечения контролируемого лица к административной ответственности под предлогом того, что были выявлены отдельные признаки административного правонарушения (но не оно само). При этом, как прямо указывает Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Законом 2008 г., не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении <6>.
Статья: Отписка как нарушение законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан: постановка проблемы
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)
Вместе с тем с апреля 2020 г. у должностных лиц Роспотребнадзора появилось новое, часто надуманное, основание не проводить проверки и направлять отписки потребителям. В качестве примера приведем письмо Территориального управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург от 18 мая 2020 г. N 78-0003/21-24400-2020 обратившемуся потребителю, в котором после перечисления относящихся и не относящихся к жалобе норм законодательства указывается, что правоотношения между продавцом и покупателем (по жалобе об обмане потребителя) подлежат рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства и в административном порядке не рассматриваются в силу ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 15, 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Далее в ответе приводится еще более интересная фраза: "Сообщаю, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 <13> проверки в отношении хозяйствующих субъектов до 31.12.2020 не проводятся".

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 3.2.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста-эксперта территориального отдела Роспотребнадзора, должностные обязанности И. включали в себя в том числе функции осуществления государственного надзора в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения - городской поликлиники (будущего работодателя). В частности, И. составляла протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц городской больницы, участвовала в проведении контрольно-надзорных мероприятий (плановой и внеплановой выездных проверках) в отношении указанной организации, являющейся объектом контроля (надзора) территориального органа Роспотребнадзора. По результатам таких проверок на основании актов, составленных с участием И., должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора выносились предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100
(ред. от 28.09.2023)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")
109. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства об устранении выявленных нарушений обязательных требований.