Основания для проверки достоверности и полноты сведений о доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проверки достоверности и полноты сведений о доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Увольнение муниципального служащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2024)"...В.В. обратился в суд с иском к Администрации города... о признании незаконным Распоряжения Главы Администрации города... о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия; изменении формулировки основания увольнения В.В. на увольнение по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации... По мнению истца, его увольнение по указанным основаниям является незаконным, поскольку... главой Администрации города принято решение о проведении в отношении него проверки полноты и достоверности представленных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи... а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера...
(КонсультантПлюс, 2024)"...В.В. обратился в суд с иском к Администрации города... о признании незаконным Распоряжения Главы Администрации города... о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия; изменении формулировки основания увольнения В.В. на увольнение по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации... По мнению истца, его увольнение по указанным основаниям является незаконным, поскольку... главой Администрации города принято решение о проведении в отношении него проверки полноты и достоверности представленных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи... а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера...
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 31.01.2022 по делу N 33-701/2022 (УИД 72RS0025-01-2021-004565-43)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения в связи с утратой доверия; 6) О признании результатов служебной проверки (заключения) недействительными.
Обстоятельства: Истец указал, что его увольнение произведено незаконно, поскольку проступок выявлен в 2019 году, а он привлечен к ответственности в 2021 году, следовательно, срок привлечения к дисциплинарной ответственности пропущен, коррупционного правонарушения он не совершал.
Решение: Отказано.Судом при принятии решения не учтено, что решение в письменной форме о назначении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО3 за 2018 год, в соответствии с пунктом 4 Положения принято начальником УМВД 13.11.2020. Основанием для принятия такого решения послужила оформленная в установленном порядке (пункт 10 Положения) достаточная информация, представленная начальнику УМВД в виде письменного рапорта начальника ОРЧ СБ УМВД полковника полиции ФИО21 от 12.11.2020 (л.д. 41-43 т. 1). По результатам этой проверки утвержден доклад от 10.02.2021.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения в связи с утратой доверия; 6) О признании результатов служебной проверки (заключения) недействительными.
Обстоятельства: Истец указал, что его увольнение произведено незаконно, поскольку проступок выявлен в 2019 году, а он привлечен к ответственности в 2021 году, следовательно, срок привлечения к дисциплинарной ответственности пропущен, коррупционного правонарушения он не совершал.
Решение: Отказано.Судом при принятии решения не учтено, что решение в письменной форме о назначении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО3 за 2018 год, в соответствии с пунктом 4 Положения принято начальником УМВД 13.11.2020. Основанием для принятия такого решения послужила оформленная в установленном порядке (пункт 10 Положения) достаточная информация, представленная начальнику УМВД в виде письменного рапорта начальника ОРЧ СБ УМВД полковника полиции ФИО21 от 12.11.2020 (л.д. 41-43 т. 1). По результатам этой проверки утвержден доклад от 10.02.2021.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: На каком основании осуществляется проверка сведений, представленных гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу? В отношении каких гражданских служащих должна проводиться проверка достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах?
("Официальный сайт Генпрокуратуры России", 2020)"Официальный сайт Генпрокуратуры России genproc.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Генпрокуратуры России", 2020)"Официальный сайт Генпрокуратуры России genproc.gov.ru", 2020
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Рассматриваемая норма предусматривает обязанность гражданина, претендующего на должность руководителя АНО "СОДФУ", а также занимающего указанную должность, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) и от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Невыполнение этой обязанности либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме лица на работу, а также правонарушением, влекущим освобождение гражданина от должности (ч. 8, 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицом, замещающим данную должность, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных граждан и лиц определяются Президентом Российской Федерации (ч. 7.2 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Рассматриваемая норма предусматривает обязанность гражданина, претендующего на должность руководителя АНО "СОДФУ", а также занимающего указанную должность, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) и от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Невыполнение этой обязанности либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме лица на работу, а также правонарушением, влекущим освобождение гражданина от должности (ч. 8, 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицом, замещающим данную должность, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных граждан и лиц определяются Президентом Российской Федерации (ч. 7.2 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065
(ред. от 26.06.2023)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")8. Соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и подразделения их территориальных органов по основаниям, в порядке и в сроки, которые устанавливаются положениями об этих органах и их нормативными правовыми актами, осуществляют проверку:
(ред. от 26.06.2023)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")8. Соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и подразделения их территориальных органов по основаниям, в порядке и в сроки, которые устанавливаются положениями об этих органах и их нормативными правовыми актами, осуществляют проверку:
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"4.3. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 26-П, предусмотренная Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" система контроля за соблюдением государственным (муниципальным) служащим возложенных на него запретов и ограничений обусловлена презумпцией незаконности доходов, на которые было приобретено перечисленное в части 1 статьи 4 и статье 17 этого Федерального закона имущество, если стоимость такого имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду. В рамках этой системы подлежат обязательной проверке достоверность и полнота представляемых служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а их непредставление или представление недостоверных сведений является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). И если общая сумма сделок по приобретению определенного законом имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, на него ложится также обязанность представить сведения о расходах, а их непредставление или представление недостоверных сведений образует основание дисциплинарной ответственности (статья 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"). Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что порядок обращения по решению суда в доход государства имущества, доказательства приобретения которого на законные доходы не представлены, не предполагает лишения лица, в отношении которого разрешается этот вопрос, права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, в том числе относительно законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах (Постановление от 29 ноября 2016 года N 26-П; определения от 6 июня 2017 года N 1163-О, от 18 июля 2017 года N 1736-О и др.).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"4.3. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 26-П, предусмотренная Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" система контроля за соблюдением государственным (муниципальным) служащим возложенных на него запретов и ограничений обусловлена презумпцией незаконности доходов, на которые было приобретено перечисленное в части 1 статьи 4 и статье 17 этого Федерального закона имущество, если стоимость такого имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду. В рамках этой системы подлежат обязательной проверке достоверность и полнота представляемых служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а их непредставление или представление недостоверных сведений является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). И если общая сумма сделок по приобретению определенного законом имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, на него ложится также обязанность представить сведения о расходах, а их непредставление или представление недостоверных сведений образует основание дисциплинарной ответственности (статья 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"). Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что порядок обращения по решению суда в доход государства имущества, доказательства приобретения которого на законные доходы не представлены, не предполагает лишения лица, в отношении которого разрешается этот вопрос, права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, в том числе относительно законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах (Постановление от 29 ноября 2016 года N 26-П; определения от 6 июня 2017 года N 1163-О, от 18 июля 2017 года N 1736-О и др.).