Основания для введения чрезвычайного положения
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для введения чрезвычайного положения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Конституция РФ (ст. 56) допускает использование "экстренного" механизма реализации "отдельных" ограничений прав и свобод актами органов исполнительной и судебной власти для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя при введении чрезвычайного положения; это возможно только: а) в соответствии с положениями федерального конституционного закона; б) с указанием пределов и срока их действия <21>. Учитывая, что в качестве одного из оснований введения чрезвычайного положения указывается эпидемия, повлекшая (могущая повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, использование данного правового режима было бы обоснованным. Между тем инициатива о введении чрезвычайного положения принадлежит исключительно Президенту РФ, и конституционно-правовые механизмы участия других органов государственной власти в принятии такого решения в случае бездействия Президента РФ отсутствуют <22>.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Конституция РФ (ст. 56) допускает использование "экстренного" механизма реализации "отдельных" ограничений прав и свобод актами органов исполнительной и судебной власти для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя при введении чрезвычайного положения; это возможно только: а) в соответствии с положениями федерального конституционного закона; б) с указанием пределов и срока их действия <21>. Учитывая, что в качестве одного из оснований введения чрезвычайного положения указывается эпидемия, повлекшая (могущая повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, использование данного правового режима было бы обоснованным. Между тем инициатива о введении чрезвычайного положения принадлежит исключительно Президенту РФ, и конституционно-правовые механизмы участия других органов государственной власти в принятии такого решения в случае бездействия Президента РФ отсутствуют <22>.
Статья: Права человека и пандемия коронавируса в России
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Основанием для введения чрезвычайного положения могут служить, в частности, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Основанием для введения чрезвычайного положения могут служить, в частности, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения