Основания личного досмотра
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания личного досмотра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.10 "Изъятие вещей и документов" КоАП РФ"Утверждение в жалобе о том, что личный досмотр осужденного был проведен в соответствии с нормами КоАП РФ, не является основанием для признания его недопустимым доказательством в рамках уголовного дела, поскольку нормами ст. ст. 27.7, 27.10 КоАП РФ сотрудникам правоохранительных органов предоставляется право в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе наркотические средства или психотропные вещества, изымать указанные средства или вещества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Права полиции" Федерального закона "О полиции""По этим же причинам несостоятельными являются и доводы жалобы защитника о недопустимости протокола личного досмотра Д., поскольку протокол досмотра, составленный при задержании осужденного сотрудниками полиции, является допустимым доказательством, так как до возбуждения уголовного дела в соответствии с требованиями п. 16 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудники полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе наркотические средства, изымать указанные предметы при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Личный досмотр физического лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), - проблемы правового регулирования и практика применения
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Первый блок правил касается правильного определения должностным лицом цели и основания проведения личного досмотра физического лица.
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Первый блок правил касается правильного определения должностным лицом цели и основания проведения личного досмотра физического лица.
Статья: Квалифицированная юридическая помощь лицам, в отношении которых проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, в случаях приобретения такими мероприятиями гласного характера
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Вместе с тем следует обратить внимание на п. 16 ст. 13 ФЗ о полиции, в котором определено право полиции "осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения". Анализ данной нормы позволяет, на наш взгляд, сделать вывод, что законодатель фактически разрешает использовать административный личный досмотр граждан, а также транспортных средств и находящихся при них вещей, в том числе для решения задач ОРД. Так, в соответствии с данной законодательной нормой основанием осуществления личного досмотра является "наличие данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы" и т.п. Во-первых, законодатель не оговаривает источник получения этих данных, поэтому мы полагаем, что они могут быть получены и оперативно-розыскным путем. Во-вторых, незаконное ношение или хранение целого ряда перечисленных предметов и веществ влечет за собой привлечение к уголовной ответственности (например, по ст. ст. 222, 228 УК РФ). Эти аргументы позволяют нам предположить, что законодатель таким образом попытался восполнить пробел в правовом регулировании ОРД, предоставив тем самым право должностным лицам оперативных подразделений ОВД "осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан" в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Вместе с тем следует обратить внимание на п. 16 ст. 13 ФЗ о полиции, в котором определено право полиции "осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения". Анализ данной нормы позволяет, на наш взгляд, сделать вывод, что законодатель фактически разрешает использовать административный личный досмотр граждан, а также транспортных средств и находящихся при них вещей, в том числе для решения задач ОРД. Так, в соответствии с данной законодательной нормой основанием осуществления личного досмотра является "наличие данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы" и т.п. Во-первых, законодатель не оговаривает источник получения этих данных, поэтому мы полагаем, что они могут быть получены и оперативно-розыскным путем. Во-вторых, незаконное ношение или хранение целого ряда перечисленных предметов и веществ влечет за собой привлечение к уголовной ответственности (например, по ст. ст. 222, 228 УК РФ). Эти аргументы позволяют нам предположить, что законодатель таким образом попытался восполнить пробел в правовом регулировании ОРД, предоставив тем самым право должностным лицам оперативных подразделений ОВД "осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан" в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 01.03.2024)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")78.20. Основание для задержания военнослужащего, результаты медицинского освидетельствования, личного досмотра и досмотра вещей, изъятые у него оружие и боеприпасы, документы, вещи и ценности указываются в протоколе о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, оформляемом согласно приложению N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
(ред. от 01.03.2024)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")78.20. Основание для задержания военнослужащего, результаты медицинского освидетельствования, личного досмотра и досмотра вещей, изъятые у него оружие и боеприпасы, документы, вещи и ценности указываются в протоколе о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, оформляемом согласно приложению N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004
<О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>на законных ли основаниях проводился личный досмотр и досмотр вещей задержанного, присутствовали ли при этом понятые; были ли изъяты какие-либо вещи и документы без составления протокола; организован ли учет и обеспечена ли сохранность изъятых у задержанных вещей и документов; не было ли случаев их утраты и невозвращения владельцам, то есть соблюдены ли требования ст. 27.7 Кодекса;
<О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>на законных ли основаниях проводился личный досмотр и досмотр вещей задержанного, присутствовали ли при этом понятые; были ли изъяты какие-либо вещи и документы без составления протокола; организован ли учет и обеспечена ли сохранность изъятых у задержанных вещей и документов; не было ли случаев их утраты и невозвращения владельцам, то есть соблюдены ли требования ст. 27.7 Кодекса;