Основания расторжения концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания расторжения концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 15 "Расторжение концессионного соглашения на основании решения суда" Федерального закона "О концессионных соглашениях"СТАТЬЯ 15 "РАСТОРЖЕНИЕ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 N 16АП-3653/2022 по делу N А18-1183/2022
Требование: О расторжении концессионного соглашения на создание и пользование объектом концессионного соглашения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд отклонил ссылку министерства на нарушение обществом сроков создания и ввода в эксплуатацию второй части иного движимого имущества, в соответствии с календарным планом (Приложение N 1 к дополнительному соглашению N 3 от 23.03.2020), отметив, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Кроме того, данный план не свидетельствует о согласовании сторонами условия о принятии кредитором исполнения по частям. Доказательств обратного не представлено. Следовательно, при определении сроков исполнения обязательств следует учитывать только конечный срок для выполнения работ по второму этапу, установленный в соглашении. Также суд апелляционной инстанции указал на необходимость при толковании заключенного сторонами соглашения в части противоречий и неясности условий договора следует обращать к выгоде слабой стороны правоотношения, сильная же его сторона обладает достаточными возможностями для четкого формулирования условий договора при разумном и осмотрительном осуществлении гражданских прав, и, следовательно, несет негативные последствия неиспользования таких возможностей. Толкование спорного соглашение министерством имеет целью вменения обществу существенных нарушений, что является недопустимым и не может являться основанием для вывода о существенности таких нарушений и как следствие основанием для расторжения концессионного соглашения в судебном порядке.
Требование: О расторжении концессионного соглашения на создание и пользование объектом концессионного соглашения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд отклонил ссылку министерства на нарушение обществом сроков создания и ввода в эксплуатацию второй части иного движимого имущества, в соответствии с календарным планом (Приложение N 1 к дополнительному соглашению N 3 от 23.03.2020), отметив, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Кроме того, данный план не свидетельствует о согласовании сторонами условия о принятии кредитором исполнения по частям. Доказательств обратного не представлено. Следовательно, при определении сроков исполнения обязательств следует учитывать только конечный срок для выполнения работ по второму этапу, установленный в соглашении. Также суд апелляционной инстанции указал на необходимость при толковании заключенного сторонами соглашения в части противоречий и неясности условий договора следует обращать к выгоде слабой стороны правоотношения, сильная же его сторона обладает достаточными возможностями для четкого формулирования условий договора при разумном и осмотрительном осуществлении гражданских прав, и, следовательно, несет негативные последствия неиспользования таких возможностей. Толкование спорного соглашение министерством имеет целью вменения обществу существенных нарушений, что является недопустимым и не может являться основанием для вывода о существенности таких нарушений и как следствие основанием для расторжения концессионного соглашения в судебном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расторжение концессионного соглашения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок расторжения концессионного соглашения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок расторжения концессионного соглашения
Статья: К вопросу о гражданско-правовой природе концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Наиболее близким по своей правовой природе к концессионному соглашению является договор аренды. Анализируя сходства и отличия концессии и аренды, Е.Е. Китанина пришла к выводу, что "отношения аренды и концессии различны" <5>, поскольку концессионное соглашение предполагает не только владение и пользование тем или иным имуществом, но и его последовательное улучшение, в том числе посредством осуществления капитальных вложений в мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации инфраструктуры. Помимо этого, концессионная деятельность в виде оказания общественно значимых услуг потребителям с использованием такого имущества осуществляется непрерывно, в отличие от деятельности арендатора, который может самостоятельно определять, каким образом осуществлять ту или иную деятельность на арендованном имуществе. Это непосредственно относится к коммунальным концессиям и концессионерам, также являющимся ресурсоснабжающими организациями, поскольку услуга по предоставлению коммунального ресурса (питьевой воды, тепловой энергии) характеризуется непрерывностью, а приостановки в ее предоставлении домохозяйствам и предприятиям могут негативно сказаться на жизнедеятельности и осуществлении экономической деятельности. Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <6> предусмотрен по общему правилу уведомительный порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям, за исключением объективных событий в виде аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Также особым признаком концессионного соглашения является безусловное сохранение имущества, переданного в рамках концессии, в собственности публичной стороны (государственная или муниципальная собственность), в то время как арендатор может обладать правом выкупа арендуемого имущества согласно ст. 624 Гражданского кодекса РФ <7>. Несмотря на приведенные отличия, интересной является судебная практика, согласно которой к концессионному соглашению были по аналогии применены нормы гражданского законодательства об аренде в части принципа следования права аренды за объектом. Так, суд апелляционной инстанции указал <8>, что смена собственника имущества, которое является объектом концессионного соглашения, не является основанием для изменения или расторжения концессионного соглашения (при условии, что имущество не утрачивает статус муниципального).
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Наиболее близким по своей правовой природе к концессионному соглашению является договор аренды. Анализируя сходства и отличия концессии и аренды, Е.Е. Китанина пришла к выводу, что "отношения аренды и концессии различны" <5>, поскольку концессионное соглашение предполагает не только владение и пользование тем или иным имуществом, но и его последовательное улучшение, в том числе посредством осуществления капитальных вложений в мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации инфраструктуры. Помимо этого, концессионная деятельность в виде оказания общественно значимых услуг потребителям с использованием такого имущества осуществляется непрерывно, в отличие от деятельности арендатора, который может самостоятельно определять, каким образом осуществлять ту или иную деятельность на арендованном имуществе. Это непосредственно относится к коммунальным концессиям и концессионерам, также являющимся ресурсоснабжающими организациями, поскольку услуга по предоставлению коммунального ресурса (питьевой воды, тепловой энергии) характеризуется непрерывностью, а приостановки в ее предоставлении домохозяйствам и предприятиям могут негативно сказаться на жизнедеятельности и осуществлении экономической деятельности. Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <6> предусмотрен по общему правилу уведомительный порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям, за исключением объективных событий в виде аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Также особым признаком концессионного соглашения является безусловное сохранение имущества, переданного в рамках концессии, в собственности публичной стороны (государственная или муниципальная собственность), в то время как арендатор может обладать правом выкупа арендуемого имущества согласно ст. 624 Гражданского кодекса РФ <7>. Несмотря на приведенные отличия, интересной является судебная практика, согласно которой к концессионному соглашению были по аналогии применены нормы гражданского законодательства об аренде в части принципа следования права аренды за объектом. Так, суд апелляционной инстанции указал <8>, что смена собственника имущества, которое является объектом концессионного соглашения, не является основанием для изменения или расторжения концессионного соглашения (при условии, что имущество не утрачивает статус муниципального).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 22.07.2024)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 15. Расторжение концессионного соглашения на основании решения суда
(ред. от 22.07.2024)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 15. Расторжение концессионного соглашения на основании решения суда
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)9) основания и порядок расторжения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве и определение объема обязательств концедента, публичного партнера по компенсации расходов и возмещению убытков концессионера, частного партнера в связи с досрочным расторжением концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве;
(ред. от 08.08.2024)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)9) основания и порядок расторжения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве и определение объема обязательств концедента, публичного партнера по компенсации расходов и возмещению убытков концессионера, частного партнера в связи с досрочным расторжением концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве;